Владельцы ряда брендов, представленных на китайском рынке, внезапно столкнулись с проблемой, которую никак не ожидали: их торговые марки стали собственностью рейдеров, а планы по расширению на одном из самых активно развивающихся рынков — под угрозой срыва. В этом повинна система регистрации торговых марок: тапки забирает тот, кто раньше встал.
Редакция The Daily Telegraph провела собственное расследование, в ходе которого выяснила, что китайскими правами на свои бренды владеют буквально единичные компании. То есть теоретически правообладателем бренда, допустим, "Лада-Калина" может стать какой-нибудь прыткий китайский предприниматель, если он первым успеет зарегистрировать эту торговую марку на территории своей страны. Юристы говорят, что надежда на возвращение бренда через китайский суд крайне невелика, и в конечном итоге изначальным правообладателям приходится платить отступные за восстановление своих прав.
На сегодняшний день от сквоттеров пострадали такие бренды, как Dixons, John Lewis, Waitrose, Asda и Sainsbury's - все они успешно закреплены либо за китайскими компаниями, либо за частными лицами, многие из которых рассчитывают на щедрый выкуп. Dixons от комментариев отказывается, представители Sainsbury's также не спешат давать пояснения, однако отмечают, что супермаркет начал регистрировать свои товарные марки в Китае еще несколько лет назад в рамках планов по расширению.
Читайте также: "Азиатские тигры" ожидают потомство
Пресс-секретарь John Lewis, в свою очередь, заявил, что компания следит за судьбой своих торговых марок, и сейчас разрабатывает стратегию защиты брендов. "Конечно, это проблема, когда кто-то присваивает себе торговую марку, хорошо известную в Великобритании", — говорит Пол Джордан, партнер юридической конторы, владельца ряда брендов, и добавляет: мол, если компания не смогла доказать, что не собиралась вытеснять местные товарные знаки, или что ее товарный знак ранее не использовался в Поднебесной, у нее не остается другого выхода, кроме как назвать свой продукт по-другому или отстегнуть за восстановление своих прав. "При таком сценарии бизнес очень часто вынужден открывать свою чековую книжку", — заключает Джордан.
Дэн Харрис, юрист американской компании Harris&Moure, работающей в Китае, отмечает, что большинство компаний все же выбирают "бесплатный" вариант — выбирают для своих товаров, которые они поставляют на китайский рынок, другие названия. Другим приходится делить свой бренд с китайцами: так, под китайской маркой Тopshop в Поднебесной продается стереооборудование, камеры, объективы и линзы. "Правильный" Тopshop владеет своими правами только в категории "мода и аксессуары". Еще одно китайское предприятие взяло себе название британской ювелирной компании Theo Fennell и выпускает под этой маркой нижнее белье.
Читайте по теме: Члены БРИКС долларов переели
Обижает Китай не только британцев: в середине апреля власти Поднебесной объявили, что деятельность иностранных компаний, занимающихся системами видеонаблюдения, может быть свернута. Делается это, объясняют чиновники, из соображений безопасности.
На сегодняшний день порядка 80 процентов многомиллиардного рынка систем наблюдения занимают именно иностранцы. По словам аналитиков, этот рынок ежегодно растет на 20 процентов, и его объем к 2015 году составит ориентировочно 11 миллиардов долларов — не в последнюю очередь, за счет госконтрактов. Однако представители китайского Министерства общественной безопасности считают, что местные компании лучше справятся с производством оборудования и программного обеспечения в рамках действующей уже шесть лет программы Safe Cities, которая предусматривает борьбу с уличной преступностью и слежку за диссидентами.
Это интересно: Россия закормит японцев газом
"Камеры безопасности играют важную роль в борьбе с преступностью и поддержании социальной стабильности, — говорит Чэнь Шаову, заместитель главы исследовательского института при Министерстве общественной безопасности. — В некоторых важных областях и отраслях промышленности мы должны избегать угроз национальной безопасности, которые могут возникнуть при использовании зарубежных продуктов и стандартов".
Интересно, что месяцем ранее одного из китайских производителей камер видеонаблюдения, Uniview Technologies, приобрела Bain Capital - частная акционерная компания, основанная Миттом Ромни, экс-губернатором штата Массачусетс и претендентом на пост президента США. Uniview Technologies поставляет "антиповстанческие" камеры властям и создает системы наблюдения, в том числе и в Тибете. Так что насколько серьезно стоит воспринимать заявление Шаову, пока сложно сказать.