XIX век - эпоха бурного развития США, превращения государства третьего эшелона в экономического лидера. В этом заслуга ничем не ограниченного "дикого" капитализма. Настолько дикого, что предпринимателей того времени прозвали "баронами-разбойниками". Одно из первых мест там занимал Корнелиус Вандербильт, основатель знаменитой династии миллионеров.
Хрестоматийной стала история о том, с чего начиналось баснословное богатство Корнелиуса Вандербильта, первого американца, чье состояние превысило 100 миллионов долларов. Основатель знаменитого рода американских миллиардеров родился в 1794 году в небогатой фермерской семье Корнелиуса и Фебы Вандербильтна Стейтен-Айленде. Его отец не только обрабатывал землю, но и подрабатывал лодочником в порту Нью-Йорка. Незадолго до своего шестнадцатилетия юный отпрыск скромной фермерской четы решил обрести самостоятельность и попросил у матери взаймы сто долларов, чтобы обзавестись собственной лодкой.
Воскликнув: "Откуда у нас, бедных голландских иммигрантов такие деньги?", достопочтенная родительница будущего мультимиллионера поставила сыну условие: вспахать и засеять заброшенный каменистый пустырь на их ферме. Задачка была не из легких: мало того, что участок, сам по себе не слишком пригодный для сельскохозяйственных работ, был довольно большим, добрых восемь акров, так еще и времени для его обработки рачительная матушка выделила всего-ничего - 26 дней. Но стремление юного Корнелиуса вырваться из семейного гнездышка оказалось сильнее. И в 16 лет он стал владельцем небольшой баржи под названием "Быстроходная", на которой перевозил пассажиров со Стейтен-Айленда до Манхеттэна и обратно.
Читайте также: Имперский размах Джона Рокфеллера
И дело пошло, поскольку тогда он впервые применил тактику, которая впоследствии сделает его одним из богатейших людей Америки, - жестокий демпинг. За проезд юный лодочник брал 18 центов, значительно меньше конкурентов, к тому же благодаря юношескому горячности возил при любой погоде. К тому же он подрабатывал перепродажей в Нью-Йорке товаров, купленных на Стейтон-Айленде и наоборот. Уже через год Корнелиус Вандербильт расплатился с матерью и заработал свою первую тысячу долларов. Началась экспансия молодого предпринимателя. Другие перевозчики не выдерживали конкуренции и разорялись, а он прикупал все новые лодки и скоро стал хозяином целой флотилии. Через два года после приснопамятной сделки с матерью 18-летний Вандербильт получает правительственный контракт на обеспечение американских фортов всем необходимым во время Англо-американской войны. Благодаря этому он смог выйти на новый уровень - обзавестись настоящим "взрослым" кораблем. На правительственные деньги были построены небольшая шхуна и еще два судна поменьше. Тогда-то конкуренты и прозвали юного судовладельца "Командором", каковое прозвище осталось с ним до конца его долгой жизни.
К 23 годам Вандербильт не только скопил целых девять тысяч долларов, но обзавелся семьей, женившись на своей кузине Софии Джонсон, которая была под стать своему целеустремленному и решительному мужу. Тем временем конкуренты начали активно перенимать демпинговую тактику молодого транспортного магната, и Корнелиус решил податься в активно развивавшийся пароходный бизнес. Он продал все свои суденышки, но поскольку ничего в недавно изобретенных Робертом Фултоном судах на паровой тяге не смыслил, то нанялся капитаном на пароход, принадлежавший плантатору Томасу Гиббонсу.
Читайте по теме: Монополии возжелали высокого искусства
За десять лет работы на маршруте между Нью-Йорком и Нью-Брансуиком он настолько детально изучил новое средство передвижения, что после своего увольнения смог спроектировать собственный пароход, который оказался быстрее и экономичнее, чем у конкурентов. К тому времени они с женой, которая держала таверну в Нью-Брансуике располагали уже 30 тысячами долларов. На эти деньги Вандербильт открывает собственную линию Нью-Йорк - Филадельфия. Тут-то бывший лодочник смог по полной программе применить свою излюбленную тактику. Благодаря преимуществам своего парохода, он брал за проезд один доллар, в то время как у других пперевозчиков он стоил четыре. Вскоре конкуренты заплатили ему 30 тысяч долларов, лишь бы он убрался из их вотчины. Тогда его пароходы начинают курсировать по Гудзону между Нью-Йорком и Олбани. Заканчивается все по тому же сценарию: конкуренты платят ему 100 тысяч отступных и пять тысяч ежегодно в течение следующих десяти лет, лишь бы он носа не казал на Гудзоне.
И так было везде, где бы он ни появлялся. Благодаря оголтелому демпингу и все возраставшему размеру отступных, свой полувековой юбилей Командор Вандербильт встретил крупнейшим судовладельцем и одним из богатейших людей Америки. Однако это был далеко не конец.
Накануне своего 60-летия магнат решает отдохнуть. Он строит роскошную яхту "Северная звезда" и отправляется в годовой круиз по Европе. Однако по возвращении обнаруживает, что люди, которым он доверил управление делами, решили вести собственную игру и попытались вытеснить его из бизнеса. Он не стал ввязываться в судебные тяжбы, а написал им короткое письмо, ставшее впоследствии знаменитым:
"Джентльмены, вы попытались меня надуть. Я не буду преследовать вас по суду, потому что это слишком долгое дело. Я вас просто раздавлю. Искренне ваш, К. Вандербильт".
Командор развязал очередную ценовую войну, в которых был таким докой. Через год его противники были на грани разорения. Они решили, что будет проще платить ему по 40 тысяч ежемесячно в течение года, лишь бы он снова убрался куда подальше.
Великая депрессия: Пособие по выживанию
К 70-летнему юбилею Корнелиус Вандербильт стал богатейшим человеком Америки. Но он не был бы самим собой, если бы успокоился на достигнутом. На склоне лет полностью распродает свои флотилии и принимается за дело, которое многие считали пустой тратой времени и денег, - железными дорогами. Он приобрел самую захудалую ветку - Гарлем-Нью-Йорк. Уже через год она принесла ему первый миллион. Через пять лет его уже величали не иначе как "железнодорожным королем". И было отчего.
К 1877 году, когда непотопляемый Командор оставил бренную юдоль, на его банковских счетах было свыше 100 миллионов долларов, а территория Соединенных Штатов была опутана сетью железных дорог Корнелиуса Вандербильта, которые благодаря его ценовой политике стали доступны для миллионов простых американцев. В благодарность за это они воздвигли ему роскошный памятник из красного гранита у вокзала Grand Central на его родном Стейтен-Айленде.