Гениальная идея пришла семь лет назад в голову программисту Бреду Ньюбергу, который устал выбирать между офисной атмосферой и фрилансом. Разрываясь между тягой получать ежедневную порцию общения с коллективом и желанием творить в комфортном для себя пространстве, Бред Ньюберг решил создать нечто объединяющее оба варианта. Так появился коворкинг.
Коворкинг представляет собой помещение, сдаваемое в аренду нескольким работникам, которых при этом не объединяют ни общая цель, ни рамки одной компании, ни даже руководство. Такие помещения — это своеобразный Ноев ковчег, в стенах которого любят трудиться фрилансеры, бок о бок с ними работают стартап-команды, а так же сотрудники фирм, расположенных в другом городе или даже стране.
Отличительной чертой такого пространства является наличие кухни, одной или нескольких переговорных, разумеется Wi-Fi-интернета, а также принтера и сканера. Казалось бы, все как в офисе, но при этом собственное рабочее место можно благоустроить как душе угодно: трудиться можно хоть лежа на диване, главное — платить аренду. Размер оплаты зависит от того, трудится ли человек на собственном рабочем месте или использует свободный стол или диван.
Читайте также: Старый работодатель лучше новых двух
Идея Ньюберга получила широкое распространение на Западе, и уже в 2008 году начала покорять российские просторы, выбрав стартовой точкой Екатеринбург, а затем начав продвижение к другим уголкам страны. Выгода промежуточных между офисом и домом опен-спейсов для арендаторов очевидна. Это и общение с другими людьми, что способствует обмену идеями и опытом, и возможность найти помощников в разных рабочих моментах, нередко в рамках одного пространства рождаются новые бизнес-проекты. Также некоторые коворкинг-пространства занимаются организаций образовательных событий, что обеспечивает профессиональное развитие. Опять же, работая в условиях сообщества, не так чувствуешь давление "сверху", которое порой мешает творческим личностям сосредоточиться.
Однако попробуем разобраться, в чем заключается интерес к коворкингу арендодателей, которые включаются в новый и многообещающий бизнес. Сегодня существуют опен-спейсы, которые предлагают арендаторам услуги секретаря, юриста и даже адвоката. То есть человек, вкладывающий деньги в помещение для последующей сдачи под коворкинг, заключая договор аренды, может требовать довольно большую плату, поскольку предоставляет не только квадратные метры с необходимой инфраструктурой, но и дополнительные услуги.
Цена на аренду варьируется в зависимости от условий договора. Так, на март 2012 года стоимость личного стола и ключей для доступа в офис в Петербурге варьировалась от 1500 до 9000 рублей в месяц. Разумеется, желающие снять отдельный кабинет должны быть готовы выложить сумму побольше. Впрочем, для начинающих бизнесменов, которые еще не располагают достаточным бюджетом для съема отдельного помещения, аренда собственного кабинета в коворкинге — это выход, причем не сильно бьющий по карману. В среднем аренда отдельного офиса для команды расценивается в 20-50 тысяч рублей в месяц.
Читайте по теме: Виртуальные преступления — реальные деньги
Что касается самих арендаторов, то для них идея создания пространства для фрилансеров зачастую привлекательна малыми затратами. Эти предприимчивые люди стараются заработать на потребности человека осуществлять свою деятельность на дешевом рабочем месте. При этом, если бизнесмен, решивший сдавать в аренду такое пространство, не готов вкладывать в него много денег, то он вполне может обеспечить коворкинг лишь самым необходимым — организовать рабочие места, провести интернет, а также нанять уборщика, системного администратора и администратора-секретаря, который будет следить за порядком, закрывать и открывать офис и помогать клиентам. Единственное, на что придется раскошелиться, безусловно, является реклама. Хотя вполне можно ограничиться расклеиванием объявлений в здании, где находится помещение, которое претендует на коворкинг. Также можно воспользоваться виртуальным пространством и разместить информацию там.
Зачастую предприниматель, загоревшейся идеей коворкинга, предлагает помещение, не вполне благоустроенное, однако в этом случае и плата за него будет соответствующая. Здесь можно отметить огромный плюс: поскольку фрилансеры и другие обитатели коворкинг-офисов стремятся работать в комфортных для них условиях, то многие готовы организовать свое рабочее место собственными силами. К тому же зачастую фрилансеры сначала объединяются в команду единомышленников, и лишь затем начинают искать помещение для аренды. Для таких компаний, скорее всего, подойдет и пространство с минимальным ремонтом, что оставит им простор для творчества. В общем, все зависит от желания арендодателя и коворкеров идти навстречу друг другу. В возможности создавать совершенно эксклюзивные деловые отношения и заключается неординарность и креативность этого направления.
Однако сами арендодатели помещений под коворкинг обрисовывают главный плюс этой затеи. Когда офис сдается в аренду определенной фирме или организации, то цена платы зависит от квадратных метров, а когда заключается договор с коворкерами, учитывается полная заполняемость офиса, который можно приспособить под гораздо большее количество рабочих мест. В таком случае владелец просторного помещения может настолько органично и правильно организовать пространство для сдачи по кусочкам, что его выгода увеличится в несколько раз.
Евгений Маврин: Экономика без границ
К слову, на руку энтузиастам новой бизнес-модели сыграл и мировой экономический кризис, который заставил многие компании прибегнуть к экономии на арендной плате. Впрочем, и сегодня некоторые организации, стараясь удержаться на плаву, прибегают к вынужденным мерам по сокращению штата сотрудников и поиску новых рабочих мест, с минимальной платой за них. Для таких коллективов коворкинг-офисы являются находкой.
Тем не менее, в России это явление развивается медленно и лениво, продвижением в массы занимаются лишь немногие энтузиасты, сами недавно увлекшиеся коворкингом. Они признаются, что хорошо заработать на этой идее пока очень трудно именно из-за скудной ее распространенности. Кроме того, арендодатели сетуют на кратковременность договоров с коворкерами, которые чаще всего заключаются всего на месяц. А это означает нерегулярный доход, в то время как на обустройство офиса приходится тратить немало средств и времени.
Вялый спрос на коворкинг-офисы можно также объяснить незрелостью нашего общества или отсутствием гибкости. Однако будущее у этого направления, безусловно есть: ведь даже сейчас предприимчивые арендодатели сходятся во мнении, что компенсировать нерегулярный доход можно при помощи грамотного управления. И если снабдить опен-спейс многопрофильными услугами, то лед точно тронется, и новое креативное направление найдет свою аудиторию, готовую к труду в максимально благоустроенном и свободном для идей пространстве.