В марте прошлого года компания Microsoft обнародовала отчет, согласно которому к 2014 году около 40 процентов компаний малого и среднего бизнеса перейдут на облачные технологии. Как выполняется этот прогноз, насколько востребованы облачные сервисы в России и мире и почему они не так интересны крупному бизнесу, выяснял корреспондент Bigness.
Весной прошлого года гигант IT-индустрии провел "Исследование восприятия облачных вычислений посреди организаций малого и среднего бизнеса", в котором приняло участие более 3 тысяч компаний из 16 наиболее развитых стран мира, в том числе из России.
В результате этого глобального опросы выяснилось, что порядка 29 процентов коммерческих структур уже пользуются облачными сервисами. А к 2014 году их число должно возрасти еще на 10 процентов. Причем чем крупнее организация, тем с большей готовностью ее менеджмент готов пользоваться этими услугами. По статистике Softline, одного из лидеров по развитию облачных технологий в нашей стране, наиболее востребованы услуги SaaS (Software as a Service) и IaaS (Infrastructure as a Service). Первые позволяют бизнесу использовать программное обеспечение в качестве услуги, а не покупать дорогостоящие лицензионные программы, в то время как второй блок включает также предоставление аппаратных средств (серверов, систем хранения данных, клиентского и сетевого оборудования), которыми клиент распоряжается по своему усмотрению через интернет.
Читайте также: Apple и Amazon ударили в грязь лицом
О том, что в перспективность этих продуктов верят все крупнейшие участники рынка IT-технологий, говорит хотя бы то, что все они уже обзавелись соответствующими сервисами. Microsoft предлагает клиентам услуги своего "облачного" хранилища SkyDrive, Amazon принадлежит Cloud Drive, а Apple прошлой осенью запустил iCloud. Неплохо себя чувствуют и независимые сервисы, такие, как FilesAnywhere и пионер "облачной" индустрии Dropbox. Последним из IT-мейджоров обзавелся собственным подобным сервисом Google. В прошлом месяце он представил вниманию публики Google Drive. В тестовом режиме сейчас работает удаленное файлохранилище российского "Яндекса". Собственный сервис S-Cloud готовится запустить Samsung.
По данным разработчика программного обеспечения Parallels, объем глобального рынка облачных сервисов достиг в прошлом году 34-х миллиардов долларов. По словам директора по маркетингу вендора в России Константина Анисимова, которые приводят "Ведомости", основным их потребителем выступают предприятия малого и среднего бизнеса. И это понятно: как свидетельствуют данные Softline, их применение позволяет компаниям экономить до 60 процентов затрат на информационное обеспечение бизнеса. Почему же крупные корпорации, чьи издержки на порядки выше, пока не проявляют особого интереса к этим инновационным продуктам?
Читайте по теме: Современные фермеры — теперь online
Похоже, главной причиной их сдержанности является вопрос безопасности. У крупных компаний, располагающих собственными IT-отделами и серверами, нет такой потребности в информационном аутсорсинге, как у более мелких структур. В российских условиях к этому прибавляются соображения надежности каналов связи. Ведь в случае проблем у провайдера стабильная работа компании окажется под вопросом. Для малого и среднего бизнеса подобная опасность в значительной мере компенсируется экономией на аутсорсинге.
Поэтому специалисты уверены, что прогнозы прошлогоднего исследования Microsoft не только сбудутся, но и будут превзойдены. В том числе и в России.
Это интересно: Нелегальным продавцам грозит тюрьма?
"Думаю, что к 2014 году в мировом масштабе процент может быть даже больше, для российского рынка этот прогноз тоже осуществим. Сейчас проникновение облачных технологий в SMB-сегмент (малый и средний бизнес — Ред.) достаточно велико и рост продолжается. Многое зависит от вовлеченности регионов, и там основным камнем преткновения становится интернет — и не ширина канала, а именно его стоимость. Поэтому в центральных регионах активно увеличивается доля IaaS по сравнению с SaaS-сервисами. Если мы говорим именно о Soft as a Service, то лидирующие позиции у решений для совместной работы — более 74,7 процента. Безусловно, большую долю в этой нише занимают сервисы Google Apps.
Популярность "облачных" услуг будет расти и дальше, так как экономическая привлекательность и возможности для бизнеса уже очевидны всем, вопрос только в правильности использования этих преимуществ в различных компаниях. Сегодня по нашим данным основными потребителями облачных сервисов являются компании из Москвы, ЦФО и УФО," — прокомментировал корреспонденту Bigness российские перспективы "облачной" индустрии руководитель отдела маркетинга департамента облачных технологий компании Softline Андрей Гарканов.