Виктор Янукович продолжает игнорировать предложение России принять участие в Таможенном союзе. Сначала он демонстративно показывал, что это ему совершенно неинтересно. Однако затем Незалежная предложила формулу сотрудничества 3+1. Эта инициатива - попытка получить все преимущества интеграционного объединения без взятия на себя обязательств.
В начале весны Янукович озвучил новую отговорку (может, сам придумал, может, кто из советников подсказал), позволяющую отложить решение в "долгий ящик". Тактика поведения выглядит следующим образом: посмотрим, как это (интеграция) у вас будет получаться, особенно после запланированного вступления в ВТО. Предполагается, что режим "посмотрим" будет длиться, с точки зрения Киева, "год-два". Мол, будут успехи - подумаем о более плотном участии в проекте, если нет - нам в вашей компании делать нечего.
Идея украинского президента показалась Bigness.ru занимательной, и мы решили присоединиться к режиму "посмотреть", который включил Виктор Янукович. Начнем с Белоруссии. Во-первых, эта бывшая советская республика не имеет, в отличие от Казахстана, достаточных для внутренних нужд запасов углеводородов. В этом состоит сходство Украины и Белоруссии. Если Россия и Казахстан экспортируют нефть и газ за рубеж, то Украина и Белоруссия их покупают для собственных нужд. Во-вторых, мы более квартала назад обозначили напасти, которые навалились на вотчину "последнего диктатора Европы" на протяжении первого года очередного президентства Александра Лукашенко.
Читайте также: Долгая дорога к Евразийскому союзу
Напомним в двух словах наши предварительные оценки накануне подведения экономических итогов года. Мы писали, что только когда появятся итоговые цифры 2011 года, можно будет более корректно оценить глубину провала "белорусского чуда". Если ВВП Белоруссии откатится к уровню Казахстана (13 тысяч долларов в 2011 году), это можно будет считать коррекцией после перегрева. Если же рухнет до "достижений" Украины (7 200 долларов, то есть в два раза), это будет означать, что подопечные Лукашенко пережили экономический коллапс, последствия которого будет преодолеваться годами.
Однако ВВП Белоруссии на душу населения с учетом паритета покупательной способности в 2011 году (по данным "Книги фактов" ЦРУ) составил 14 900 долларов (в 2010 - 14 200, в 2009 - 13 100). То есть ВВП страны не только не рухнул под грузом проблем, свалившихся на Белоруссию в 2011 году и не "скорректировался" до казахстанского уровня, что было ожидаемо и допустимо, а наоборот ощутимо вырос. Реальный (инфляция учтена) рост ВВП Белоруссии в 2011 году составил 5 процентов - это меньше, чем соответствующий показатель за 2010 год (7,6 процента), но значительно выше, чем в кризисном 2009-ом (0,2 процента).
Люди сведущие могут возразить, что подобные благожелательные для Минска выводы преждевременны. Внезапные потрясения в экономике на жизни людей сказываются сразу, но в зеркале макроэкономических показателей отражаются с заметным опозданием. Обычно - на следующий год. Это хорошо видно на примере Украины: гривна обвалилась одномоментно на 80 процентов в последнем квартале 2008 года, а ВВП Незалежной упал на почти 15 процентов в следующем году, 2009-ом. Но, в отличие от Украины, в белорусском случае девальвация происходила в несколько этапов, причем первый из них случился в мае, то есть еще в первом полугодии 2011-го. Как бы то ни было, исключать ничего нельзя, поэтому после выхода данных за первое полугодие текущего года они будут обязательно непредвзятым образом проанализированы и уже тогда можно будет сделать более обоснованные выводы. Однако и прошлогодние цифры дают основания для благоприятного прогноза в отношении белорусской экономики.
Читайте по теме: Украинский бизнес хочет на волю
Надежду на успешное преодоление кризиса Минском внушают несколько позитивных трендов, сформировавшихся, несмотря на весь прошлогодний негатив, а в чем-то и благодаря девальвации "зайчика". Так или иначе, Белоруссия, допустив девальвацию, одержала локальную победу в войне валют, в активном ведении которой президент Бразилии однажды обвинил сильнейшие мировые экономики. Способ ведения войны прост: Федеральная резервная система, Европейский Центробанк прибегают к массированной эмиссии. Делается это для того, чтобы оживить американскую экономику в первом случае или экономики стран зоны евро во втором. Снижение курса доллара в первом случае или стоимости евро во втором снижает себестоимость экспортируемых товаров и услуг, то есть повышает их конкурентоспособность на внешних рынках.
По сути, это замаскированная разновидность протекционизма. Но не для всех стран подобные меры дают положительный результат. Например, такой рецепт совершено не подходит для экономик, которым нечего предложить на внешних рынках и тем более для тех, кто не способен удовлетворить потребности внутреннего рынка за счет товаров и услуг собственного производства. Импорт подорожает, а экспортировать все равно нечего. Посмотрим, какой эффект произвела девальвация "зайчика" на белорусскую экономику.
В последние годы дамокловым мечом над Белоруссией нависал увеличивающийся дефицит платежного баланса, который формировался, в основном, за счет нарастающего дефицита внешней торговли (объем импорта рос быстрее экспорта). В 2011-ом ситуация изменилась. Импорт в страну уменьшился с 34,5 миллиардов долларов в 2010-ом до 30,4 миллиардов в 2011-ом. В то же время экспорт увеличился с 25,3 миллиардов в 2010-ом до 26,3 миллиардов в прошлом году. Как результат, баланс счета текущих операций улучшился с угрожающих -8,5 миллиардов долларов в 2010 году до более умеренного дефицита в -4 миллиарда в 2011-ом.
Путешествие во времени: Злой рок гривны
Этот позитивный тренд имеет все шансы сохраниться, по меньшей мере, в ближайшей перспективе. Учитывая развитие кооперации в рамках Таможенного союза, создания единого экономического пространства (ЕЭП) ЕврАзЭС, Минск будет иметь гарантированную "интеграционную скидку" на российский газ и понятные условия поставок российской нефти. И одновременно - предсказуемые и понятные правила реализации собственной продукции на пространстве ТС уже сегодня и ЕЭП в обозримой перспективе.
Сохранение этого тренда со временем позволит Минску решить еще одну из серьезных проблем - проблему растущего внешнего долга. Если 10-12 лет назад такой проблемы практически не существовало, то внешняя задолженность Белоруссии к концу 2010 года составила 22,1 миллиарда долларов, а к концу 2011-го увеличилась до 29,6 миллиардов.
С другой стороны, даже такая нешуточная задолженность Минска не идет ни в какое сравнение с долгом, скажем, Греции (583,3 миллиарда долларов по состоянию на конец июня 2011 года) или других стран группы с обидным прозвищем PIGS (Португалия, Ирландия, Греция, Испания). Для справки, внешний долг Португалии - 548,3 миллиарда, Ирландии - 2,3 триллиона (!), Испании - 2,6 триллиона. Чувствуете разницу?