Ольга Никитина-До родилась в Москве, окончила исторический факультет МГУ, затем уехала учиться в высшую школу EPHE, в Париж. Сегодня она — инвестор компании, которая занимается организацией мероприятий во Франции, и активно развивает восточноевропейское направление. Среди клиентов Ольги — ювелирные дома, модные бутики и частные VIP-заказчики.
— Ольга, как так получилось, что Вы оказались во Франции?
— Все было довольно банально: по окончании МГУ я приехала учиться в Высшую школу в Париже. Город поражал меня своей магией и красотой, а я проводила много времени в библиотеке (так как надо было писать дипломную работу), поэтому после сдачи диплома я решила остаться на какое-то время в Париже и попробовать пожить в этом прекрасном городе.
— Что сподвигло Вас на открытие своего бизнеса в этой стране?
— Речь, скорее, шла не об открытии, а о моем вхождении в уже работающий бизнес. Компания STELITT существовала с 2000 года и прекрасно работала, занимаясь крупными европейскими клиентами: такими как группа Lagardere, Ittierre, Versace, Costume Nationale и другими. Когда я пришла в компанию, мы начали новый виток в ее развитии: Россия и частные клиенты. Было много командировок, налаживаний контактов, работы по подробному изучению рынка. В 2006 году в рамках Каннского фестиваля и Формулы 1 в Монако мы провели первые мероприятия для русских клиентов.
— Легко ли было открывать компанию во Франции? Что Вы можете сказать про французскую бюрократию?
— Филиал во Франции мы открыли относительно недавно. Да, это сложный процесс, он занимает довольно много времени, особенно когда речь идет о представительстве уже существующей иностранной компании. Ведь здесь ко всему иностранному относятся с подозрением.
Франция — это развитая страна с развитой бюрократической системой. За каждый организационный вопрос отвечает отдельная служба. Иногда это — чревато, потому что довольно часто происходит путаница полномочий этих организаций. К счастью, судебная система во Франции развита настолько же хорошо, насколько и бюрократическая, поэтому когда возникают спорные вопросы, лучше всего прибегнуть к ее помощи (улыбается).
— В России многие говорят, что в Европе — "сумасшедшие" налоги". Что Вы можете сказать по этому поводу?
— Да, это правда. Приведу несколько примеров. Налог на зарплату, который выплачивается компанией, составляет 13,6 процента (это если мы берем заработок от 1200 евро в месяц). Он включает в себя выплаты в пенсионный фонд, страхование и другие социальные "платежи". Далее — подоходный налог (выплачивается в феврале следующего года за год предыдущий). Схема такая: если годовой доход составил меньше 5963 евро, подоходный налог платить не нужно, если же доход находится в пределах от 5963 до 11 896 евро, налог составляет 5,5 процентов, от 11 896 до 26 420 евро — 14 процентов, от 26 420 до 70 830 евро — 30 процентов, и более 70 830 евро в год — 41 процент.
Сейчас в предвыборный период большую полемику вызывает программа кандидатов в президенты, представителей социалистических партий, которые намереваются увеличить подоходный налог для тех, кто зарабатывает более 500 000 евро в год. Если они придут к власти, ежегодный подоходный налог будет равен 75 процентам! Поэтому многие французские бизнесмены надеются, что этот "проект" останется просто частью предвыборной программы и не будет реализован.
— Пришлось ли Вам что-либо "переключать" в своей "славянской программе" для того, чтобы быть успешным бизнесменом во Франции? Что именно?
— Безусловно. Мне пришлось приучать себя и клиентов к большей организованности в плане сроков, формулировки заказа. То есть в России мы привыкли к планам last minute и "сердечным порывам". Например, на родине на подготовку свадьбы отводят максимум 2 месяца. Во Франции же, если вы хотите сделать качественную свадьбу, ее необходимо планировать как минимум за полгода, даже просто потому, что если вы пригласите гостей на торжество за месяц, к вам никто не придет! Французы планируют свой отпуск за год, предоставляют запрос о нем начальству в начале года, поэтому вам будет сложно отпроситься к другу на свадьбу за месяц до ее начала! То же самое — и с оплатой заказов. Во Франции подрядчики придерживаются принципа "дружба — дружбой, а служба — службой!", а от российских клиентов приходится часто слышать: "Ну, неужели вы думаете, что мы не заплатим?".
Чтобы работать здесь, нужно уважительно относиться к срокам и уважать труд других, иначе — ничего не будет. Тем не менее, у нас было много случаев, когда мы получали оплаты с опозданием и были рады тому, что наша команда осталась нам верна, и работала с нами по полной программе под "честное слово".
— Где Вам нравится быть владельцем своего бизнеса (или работать по проектам) больше: в России или во Франции? Почему?
— Конечно же, я больше привыкла работать за границей на территории Франции и Европы. С "настоящей" работой в России, в полностью русской среде и коллективе, я последний раз сталкивалась лет 10 назад, когда работала на российском телеканале (улыбается). Это была приятная и креативная работа, но достаточно сумасшедшая, потому что у нас не было ни единого выходного и мы проводили на проекте по 18 часов. Тогда мне это нравилось из-за "драйва".
Сейчас, по большому счету, мне — все равно, где работать, главное: чтобы проект был интересный, а на команду можно было положиться. Мы работали даже в Марокко, но, если честно, это был один из самых сложных и, возможно, негативных опытов. Там действительно все оказалось сложным: и климатические условия, и логистика. Это было в прошлом году, и мероприятие называлось "Звезды футбола играют в гольф".
Проблем оказалось масса: в отеле, расположенном в пустыне около Марракеша, где мы проводили концерт и дефиле ювелирного дома Chopard, вдруг неожиданно начался проливной дождь прямо за 30 минут до начала мероприятия. Поэтому нам пришлось заносить все столики в помещение и проводить ускоренные репетиции; затем дождь так же неожиданно закончился — и мы снова все выносили обратно; грузовик с декорациями не хотели пропускать через границу, и мы получили их только в последний момент. И так далее и так далее… Это мероприятие оказалось очень сложным!
— Как обычно проходят переговоры во Франции?
— Всем известно, что Франция славится своими гастрономическими традициями, поэтому французы очень любят обедать и ужинать во время переговоров или, скорее, проводить переговоры во время еды (улыбается). Кроме того, обед позволяет легко переводить разговор с одной темы на другую, выглядит это приблизительно так: "А как вам понравилась фуагра?" — неожиданно спросит у вас бизнес-партнер. Иногда от этого устаешь и очень сильно желаешь "перейти к десерту": к подписанию контракта.
— Были ли у Вас какие-нибудь смешные/курьезные истории, связанные с бизнесом во Франции?
— Вспоминается случай, произошедший во время организации мероприятия для ювелирного дома Chopard в их бутике на площади Вандом в Париже. На этом событии должна была выступать бывшая солистка оркестра Поля — Мория Рафаель Одан со своими музыкантами. Нужно сказать, что бутик в Париже, где проводилось мероприятие, хоть и расположен на 2 этажах, но все же располагает небольшой площадью. В итоге туда приезжают музыканты в составе 6 человек: пианист, ударник, солистка, гитарист, тромбонист и виолончелист. Они распаковываются и настраиваются, я в это время выхожу на 5 минут на улицу, чтобы позвонить.
После чего захожу обратно и наблюдаю следующую картину: один из директоров ювелирного дома (который обычно работает в другом офисе, а тут вдруг решил нанести нам визит) стоит напротив группы музыкантов с бледным лицом и после оцепенения говорит, обращаясь к барабанщику: "Вы слишком громко стучите!", потом, подумав, говорит трубачу: "Вы слишком громко трубите", пианисту: "Вы должны сделать пианино потише, ведь сейчас придут клиенты, а у нас тут такой бардак, да и вообще всем, кроме гитариста и солистки, можно собраться и отправиться по домам!" Тут уже побледнели мы и начали думать о том, как бы этому "эстету" объяснить, что мы не можем просто так выбросить из группы людей и отправить их по домам. В итоге, мы всех оставили, жертвуя "для вида" лишь частью барабанной установки (улыбается).
— Нравится ли Вам быть бизнес-woman во Франции? Почему?
— Мне, скорее, нравится быть просто бизнес-woman, и не важно где. Просто так получилось, что я нашла свою нишу именно во Франции. Главное для меня — это самореализация и самодостаточность. Я просыпаюсь утром и благодарю судьбу за то, что все хорошо и у меня есть возможность заниматься любимым делом, быть независимой географически и свободно перемещаться по всему миру, работать в разных странах. Думаю, что отчасти жизнь во Франции повлияла на формирование подобного моего мироощущения, даже, возможно, из-за отсутствия формальностей в получении Шенгенской визы.
— Организацией мероприятий какого формата занимается Ваша компания?
— Мы организуем мероприятия в luxury-сегменте для частных клиентов или компаний. Это могут быть совершенно различные мероприятия: свадьбы, театральные и цирковые представления, Дни рождения и даже спортивные соревнования. Мы также занимаемся организацией и так называемых "мероприятий в мероприятии": например, мы делали вечеринки во время Каннского фестиваля, Гран При Монако, Роллан Гарросса… Мы привыкли работать с состоятельными и известными клиентами, звездами уровня Cirque du Soleil, Шакиры, Тины Тернер и такими компаниями, как Chopard, Bentley и так далее.
Кроме того, сейчас мы работаем над созданием нового проекта, который будет ориентирован на иностранную публику. Это — будущий интернет-портал, который будет посвящен эксклюзивным путешествиям по Франции: например, посещение гастрономической школы и мастер-классы известных французских шеф-поваров, поездка на конкурс "куриной красоты" Бресская пулярка, охота на трюфели в Файянсе, гастрономический тур с проживанием в доме Леонардо да Винчи и так далее. Основная идея данного проекта состоит в том, чтобы создать мероприятия для частных клиентов или компаний вокруг уже существующих во Франции традиций.
— Чем организация свадьбы во Франции отличается от подобной работы в России?
— Во Франции нет тамады, здесь не кричат "Горько!" и на столах нет закусок… А если серьезно, французская свадьба отличается от русской своим протоколом и традициями. Дамы здесь носят шляпы, кавалеры — костюмы-тройки, а в high society - фраки с бабочками и шейными платками. Во время ужина здесь одно блюдо следует за другим и их должно быть не менее 6: как минимум 2 закуски, которые приносятся одна за другой, рыбное блюдо, затем — мясное, после чего — сыры, мороженое и десерт. Все это подается в строгом порядке и по специальному протоколу. Планирование свадьбы, как я уже говорила, начинается за полгода-год. Молодожены или их семьи печатают пригласительные, подписывают их от руки (это — очень важно, так как указывает на внимание, оказанное каждому гостю в отдельности) и рассылают их своим гостям по почте. Гости в свою очередь в пригласительном должны "вручную" подтвердить или нет свое присутствие и отправить его по почте обратно молодоженам. Большое значение также имеют детали: выбор посуды для свадьбы — например, иногда посуду создают под заказ с инициалами молодоженов. Французская свадьба — это теплый, но тихий праздник.
— Говорят, что французская армия труслива, можно ли то же самое сказать о французских бизнесменах? Или они могут рисковать?
— Знаете, самая большая проблема здесь — это консерватизм и верность традициям. Одновременно такая особенность является и сильной стороной бизнеса и его "патологией". Очень сложно склонить французов к риску, так как они всегда смогут рассказать вам, как поступал их дедушка в таких случаях, так как они владеют бизнесом около 100-150 лет, и ведь, действительно, сложно оспаривать подобные аргументы. Однако иногда это мешает их развитию.
Хороший пример связан с некоторыми "старинными" домами, которые делают сумки и чемоданы на заказ. Как известно, во Франции полно таких мастерских, которые испокон веков делают чемоданы не худшего, чем известные бренды, дизайна и качества, и создают они свою продукцию "вручную", по старинным технологиям. Однако они не становятся и вряд ли когда-нибудь станут популярными брендами. Объясняется это тем, что они не могут или не хотят адаптироваться под развитие рынка, под современного покупателя. Они создают продукцию исключительного качества у себя в малюсенькой мастерской и вряд ли им можно навязать какой-либо маркетинговый план.
Если говорить про риски в другом аспекте, то очень важно здесь не попасть на французских Остапов Бендеров, которых тут предостаточно! Бизнес-мошенники здесь умеют вести себя элегантно и пускать пыль в глаза, так что будьте осторожны, иначе рискуете потерять все.
— Что Вы можете порекомендовать тем бизнесменам, кто планирует работать в качестве партнера с французами?
— Учите французский этикет! Это очень важно! Учитесь разбираться в винах, не путать размер устриц и говорить о политике! Без этого здесь — никуда, вcе переговоры с этого начинаются и на этом строятся. Вы должны показать себя в переговорах человеком с высокой культурой, любящим французскую кухню, эстетом. Помните: путь к сердцу французов лежит через желудок!
Читайте также:
Юрий Яблоков: Экономика вопреки