Граждане Соединенного Королевства, сами того не желая, оказались во власти чужаков, захвативших систему ЖКХ. Больше половины британских компаний-поставщиков коммунальных услуг на сегодняшний день принадлежит иностранцам. А что происходит со страной, когда большей частью коммуналки рулят посторонние, и находится ли имущество Короны под угрозой?
На этот ключевой вопрос ответа пока нет, но компания за компанией продолжает распродавать имущество Короны. Все, как по писаному: Васька слушает, да ест. Общественники пока не могут найти ни одного плюса таких решений — за исключением, разумеется, огромных прибылей, но этот профит, увы, идет не в британский карман. Главное, что беспокоит англичан — то, что иностранцы думают исключительно о бизнесе, а не о людях.
Взять, к примеру, энергетическую компанию Scottish Power, владельцем которой является испанская Iberdrola. В прошлом году после серии повышений цен компания объявила, что тарифы на газ в очередной раз проиндексировались. Потребители, мягко говоря, не обрадовались: за последние пять лет их расходы на электроэнергию выросли суммарно на 40 процентов, а тут еще и газ в цене подскочил. Можно представить себе реакцию шотландцев, когда они узнали, что всего через несколько недель после повышения цен компания выдала кредит в 800 миллионов фунтов стерлингов своей дочерней компании в США.
Транш был совершенно законным: любая компания международного уровня имеет полное право гонять прибыль по всему миру через свои филиалы, а не вкладываться в инфраструктуру и повышать качество обслуживания потребителей в стране, где она работает. Однако такой поступок сочли многие откровенным хамством. "Это уже выходит за рамки приличий — повышать цены в Великобритании и отдавать на сторону 800 миллионов. Никто не заинтересован в том, чтобы энергетические компании доили британского потребителя, когда домохозяйства и так с трудом сводят концы с концами", — заявил депутат Джон Робертсон из Глазго.
Читайте также: ЕС тащит Британию в яму
"Съесть" повышение цен британцам все же пришлось. А вот американцев Iberdrola, поставляющая электроэнергию и газ тамошним потребителям, похоже, любит: с середины 90-х до прошлого года цены на эти услуги там не росли вообще. Только в 2011 компания пошла на повышение, и то микроскопическое — на 4-8 процентов.
Почему Iberdrola так скромно ведет себя в Америке? Да потому, что тамошние власти четко регламентируют, сколько иностранные компании должны вкладывать в свой бизнес на месте. Каждый штат требует от иностранцев полной прозрачности финансовой информации — уровень зарплат в компании, наличие льгот и даже образ жизни руководителей организации. К примеру, когда британская National Grid купила несколько энергетических станций на Восточном побережье США, выяснилось, что любое повышение цен становится предметом публичных слушаний, в ходе которых все заинтересованные группы высказывают свое мнение по этому поводу. Нью-йоркская служба общественных услуг оперативно провела собственное раследование и выяснила, что в результате повышения цен National Grid обогатится на 26 миллиардов долларов — после чего Нью-Йорк и ряд других штатов вынудили британскую компанию вернуться к прежним тарифам.
По иронии судьбы, первая волна новых владельцев британских энергетических компаний после приватизации нахлынула именно со стороны Америки. Привлеченные отсутствием каких-либо нормативных актов и неразберихой, которая обычно сопутствует претворению в жизнь того или иного начинания, американцы увидели возможность получения легкой наживы. Топ-менеджеры в одночасье превратились в "жирных котов" — зарплаты представителей высшего руководящего звена выросли на 50-200 процентов. Оплачивали банкет, разумеется, британские потребители.
Читайте по теме: Австралия превращается в остров невезения
Сегодня положение дел в энергетике Соединенного Королевства аховое: собственники — чужаки, ответственности и контроля за ценами — никакого. Кроме того, в отличие от США, Британия имеет довольно ограниченные полномочия в отношении хапужнической политики "захватчиков". Глава британского энергорегулятора Ofgem Алистер Бьюкенен говорит, что основная проблема — это то, что иностранные предприятия моментально задирают цены на свои услуги, если нефть и газ растут в цене, но крайне неохотно и медленно снижают их, когда оптовые цены на энергоносители падают. Еще одной проблемой является то, что в перспективе, когда энергооборудование совсем уже неприлично устареет, счета за электричество вырастут еще больше. Иностранцам попросту неинтересно работать на будущее Британии — куда приятнее считать прибыль.
Поначалу, впрочем, идея приватизировать британские компании и передать их частному иностранному капиталу казалось неплохой идеей. В 1995 году власти туманного Албиона задумались — а не дать ли возможность частникам заменить наши викторианские канализационные системы? Сказано — сделано, пусть и не сразу: в 2001 году немецкий коммунальный сервис RWE отхватил себе Thames Water с 8,5 миллиона клиентов, сотней очистных сооружений, 290 насосными станциями и 235 водохранилищами.
Через четыре года прибыль Thames Water выросла на треть — до 346 миллионов фунтов, а заодно поднялись и цены — на 21 процент. О качестве услуги при этом говорить не приходилось: трубы были в таком ужасном состоянии, что каждый день в никуда уходило почти 900 миллионов литров воды! Немцы явно не горели желанием что-либо предпринимать, что и обернулось скандалом в 2006 году, когда в сильнейшую засуху клиентам Thames Water запретили поливать газоны и мыть машины.
Найти идею: Свиваем олимпийскую петлю
Журналистское расследование Daily Mail показало, что пятерка управляющих самой "водорасточительной" компании получала суммарно 20 миллионов фунтов в год. При этом за гнилые трубы британцы ежегодно платили 265 фунтов в год, тогда как немецкие потребители отдавали меньше половины этой суммы за пользование первоклассными современными канализационными сетями.
Обнародованные данные вынудили регуляторов указать Thames Water на "абсолютную неприемлемость" ситуации и потребовать решения проблемы — утекшей из труб воды хватило бы на ежедневное обеспечение ею 2,8 миллиона домов. Немцы такого напора не ожидали и быстренько продали компанию от греха подальше. С пустыми руками любители баварских колбасок не остались: за пять лет они выплатили своим акционерам — главным образом, немцам, — миллиард фунтов дивидендов, а значит, себя-то уж точно не обидели.
Новый владелец Thames Water - австрийская Macquarie - первым делом приступил к распродаже активов компании. Хозяева утверждают, что-де трубы они меняют, коллекторы чистят и все объекты регулярно инспектируют. Однако при том, что траты на расширение инфраструктуры растут (по крайней мере, по словам владельцев), зарплаты руководство компании получает все такие же запредельные — за истекший финансовый год только на бонусы было потрачено 179 миллионов фунтов. Три миллиона при этом пришлось на долю трех руководителей. "Меценатами поневоле" опять стали британские налогоплательщики.
Это интересно: МВФ ползет под российское крыло
Опыт Thames Water, хотя он и довольно печальный, тем не менее, показывает, что иностранные владельцы не так уж и непробиваемы, особенно когда в СМИ поднимается шумиха — другой вопрос, что на первом месте у них прибыль, а не содержание вверенного им участка в порядке. Вот яркий тому пример: в декабре 2010 года Англия несколько дней провела в снежном плену. Если европейские аэропорты худо-бедно справлялись с работой, то Хитроу превратился в нечто вроде огромного лагеря беженцев — двое суток аэропорт не функционировал вообще. Компания British Airports Authority - крупнейший в мире оператор аэропортов, принадлежащий испанской Ferrovial, — когда-то поскупилась на снегоуборочную технику, поскольку в свое время, покупая ВАА, Ferrovial была вся в долгах. С тех пор ситуация несколько улучшилась, однако Хитроу по сей день остается бедным родственником своих европейских коллег.
Распродажа сферы ЖКХ заграничным дельцам — рискованная стратегия, в которой перспективы подобных мер в расчет не берутся, и которая в других странах применения не находит. В Германии, к примеру, местные RWE и E. ON (имеющие немалую долю и на британском рынке коммунальных услуг) считаются национальными чемпионами и незыблемыми твердынями. Правительство их поддерживает и защищает целой системой законов, благодаря чему конкурировать с этими компаниями на европейском рынке Британия не может. Кроме того, у RWE и E. ON теплые отношения с "Газпромом", совместное предприятие и, соответственно, определенные льготы.
Для Британии тут опять ничего хорошего нет: немецкие компании ориентированы главным образом на континентальный рынок, а Соединенное Королевство занимает последнюю строчку в списках немецких приоритетов. Если допустить, что энергетический кризис 1970-х годов повторится, Британия окажется в большой беде. И это не преждевременная паника, а вполне реальный сценарий развития событий: прошлой морозной зимой, к примеру, Норвегия сократила поставки газа в Британию, заявив, что в сложившейся ситуации в первую очередь будет обеспечивать себя и своих соседей-партнеров.
Читайте еще: Тернистый путь чешской экономики
Поставки зависят и от политических причин — с тех самых пор, как Россия начала поставлять в Соединенное Королевство газ через Украину и Европу. Когда-то вопрос покупки "Газпромом" компании Centrica, "папы" British Gas, казался уже практически решенным, однако после того, как "Газпром" отказался от сделки, над туманным Альбионом пронесся вздох облегчения. "Существует огромная проблема, и это — безопасность. Честно говоря, из нашего опыта следует, что нехватка энергии ведет к катастрофе. Помните, когда несколько лет назад Лондон сидел без света? Это был просто несчастный случай, но он парализовал половину города, и это было страшно", — выразил общее мнение тогдашний канцлер Алистер Дарлинг.
На сегодняшний день четыре предприятия из британской коммунальной "большой шестерки" принадлежат иностранцам. Та легкость, с которой иностранные державы вторгаются в коммунальную сферу Британии и намертво там окапываются, англичан пугает. Не исключено, что в ближайшем будущем Соединенное Королевство отдаст чужакам на откуп всю коммунальную сферу целиком.