Туризм в Российской Федерации — перспективное направление для развития или область, которая требует непомерных вложений, а результат их весьма сомнителен? Что наша страна предлагает интуристам? Об этих и других нюансах отрасли главный редактор "Правды.Ру" Инна Новикова беседует с главой Федерального агентства по туризму Александром Радьковым.
— Александр Васильевич, чем занимается ваше ведомство? Как его работа влияет на туристические потоки в России?
— Федеральное агентство по туризму предлагает различные варианты решения системных проблем отрасли. В нашей стране их несколько.
Первая системная проблема России — нехватка средств размещения и недостаток качества обслуживания, качества сервиса. Это вопрос оптимизации налогообложения для гостиничного сектора, это сфера малого и среднего бизнеса, которые работают в туризме.
Второе, если говорить о внутреннем турпродукте, транспорт — это одна из главных "болезней" для развития туризма. Нехватка дешевых перевозчиков, прежде всего авиационных. Нехватка региональных перевозок. Третье — недостаток рекламы.
Четвертое — недостаток квалифицированных кадров и, прежде всего, линейного персонала в отелях: менеджеров, официантов, барменов. Вот основные узловые моменты.
— С учетом перечисленных вами проблем, какова сегодня ситуация в туристической отрасли?
— Каждый год у нас растет количество как выезжающих, так и прибывших в страну. Исключением стали кризисные 2008-2009 годы, было определенное падение, но, хочу заметить, и в кризисные годы туристическая отрасль оказалась наиболее устойчивой.
Наш выездной поток очень серьезный, в прошлом году примерно 43 миллиона российских граждан путешествовали за рубеж с разными целями; 33 миллиона путешествий российские граждане совершили внутри страны с туристическими целями, и здесь мы можем говорить об активизация внутренних потоков; в прошлом году Россия приняла почти 25 миллионов путешественников из-за рубежа.
У России есть проблема конкуренции с другими странами: в мире идет очень жесткая борьба за туриста. Каждый иностранный турист, оставляя деньги, обеспечивает, по статистике Всемирной туристической организации, три рабочих места, потому что туризм — это и проживание, это питание, сфера развлечения, транспорта и так далее.
Идет жесткая борьба и за то, чтобы турист поехал в страну: нужна серьезная мотивировка, должен быть сформирован позитивный имидж страны, бренд. А это задача комплексная, которая решается не только усилиями туристического ведомства, но и Министерством иностранных дел, Министерством культуры, многими ведомствами.
— Вы сказали, что туристическая отрасль оказалась наиболее устойчива в период экономического кризиса, почему? Казалось бы, денег нет, туризм — не первая необходимость, а вы говорите, что начали активнее ездить, тратить деньги?
- Если мы берем туризм как сферу релаксации, это, может, и не первая необходимость. Но туризм мы рассматриваем гораздо шире. Если исходить из терминологии, туризм — это ведь не только поездка с целью отдыха и развлечений, это и служебные поездки. В кризисный момент количество путешествий снизилось, но сфера туризма оказалась более устойчивой во всем мире, потому что туризм — вещь межотраслевая, комплексная, поэтому сфера быстрее восстанавливается.
— А как-то изменились тенденции после кризиса?
— Существенно — нет. Если брать по целям поездок, то примерно так и осталось. Для внутреннего туриста пляжный туризм — на первом месте. На втором месте у нас поездки в служебных целях. После — познавательный туризм. Дальше идет оздоровительный. В целом, по миру примерно такая же ситуация сохранилась.
Другое дело, что кризис внес свои коррективы: люди стали путешествовать на более короткие дистанции, но делают это чаще. Есть определенные пиковые даты: летний период отпусков, Новый год и плюс время, когда дети уходят на каникулы. Удлинение выходных дней на майские праздники, безусловно, серьезно стимулировало спрос на туристические услуги.
И сейчас наша задача заключается в том, чтобы тот интерес, который есть у туристов, удовлетворить, чтобы туризм был экономически для них оправдан.
— Практически все страны с развитым пляжным туризмом каждый год проводят у нас рекламные кампании. И, прочитав рекламу "Улыбнитесь, вы в Испании", мы видим, что там готовы принять туристов на высшем уровне. Вы могли бы сравнить ваш и их рекламные бюджеты?
— К сожалению, мы на этом фоне выглядим недостаточно уверенно. Рекламный бюджет Ростуризма составляет примерно 100 миллионов рублей, это чуть больше трех миллионов долларов на все — на пропаганду как внутри страны, так и за рубежом. Для примера, Греция или Испания тратят десятки миллионов евро. Бюджет Испании, если мне не изменяет память, — порядка 90 миллионов евро на продвижение страны ежегодно.
Повторюсь, в прошлом году наша страна приняла почти 25 миллионов путешественников из-за рубежа. Если ссылаться на статистику Всемирной туристской организации, то поступления от зарубежных прибытий на каждый доллар вложенных в рекламу бюджетных средств составляет 387 долларов.
— Суперэффективно!
— Более чем. Поэтому мы должны понимать, что каждый доллар, евро, рубль бюджетных средств, затраченных на рекламу, это не впустую потраченные деньги. Хотя у нас выездной туристический поток на сегодняшний день превышает въездной, наши туристы, которые путешествуют за рубежом, — это носители нашей культуры, и они способствуют ее продвижению. Посмотрите, за рубежом учат русский язык, есть интерес к русской кухне. Иностранцы смотрят, как россияне делают покупки. Местным становится интересно: что это за страна такая, где так много богатых, образованных людей. Поэтому, так или иначе, наш выездной поток все равно пропагандирует Россию.
— Я видела картину, когда образованные люди наличными расплачивались в отеле, и там была паника — все сбежались посмотреть. Печально, что мы считаем, что это тоже реклама…
— Ничего страшного в этом нет. Говорят, что выезд — это отток валюты из страны. Я хотел отметить, что выезд это не всегда плохо. Конечно, с одной стороны, это отток валюты. Но, с другой стороны, это пропаганда и нашей ментальности, это косвенная пропаганда нашей культуры.
— Раньше пропагандой нашей культуры было строительство электростанций, энергетических и других объектов…
— Часто это были безвозвратные инвестиции, это тоже надо понимать.
— Тем не менее, речь шла о влиянии России в принятии международных решений, лояльность по отношению к стране…
— Но не нужно забывать, что лояльность тех или иных стран по отношению к Советскому Союзу часто прекращалась, как только прекращались инвестиции. Поэтому важно понимать, что нужно пропагандировать нашу культуру.
— Александр Васильевич, что мы можем в России предложить людям, которые видели очень хорошие отели?
— Я говорил в начале нашей беседы о системных проблемах отрасли, и исходя из них, мы формируем свои предложения. Туризм как рыночная отрасль в России формируется только с начала 1990-х годов, до этого в стране была советская система распределения путевок. Ситуация меняется, инфраструктура развивается, очень много гостиниц появилось.
У нас в прошлом году была запущена федеральная целевая программа развития внутреннего въездного туризма, уже несколько регионов участвуют в ней. В соответствии с программой, общее финансирование в туристических секторах будет порядка 330 миллиардов рублей. Из средств федерального бюджета — 96 миллиардов. Деньги пойдут в российские регионы на финансирование инженерных коммуникаций, обеспечивающих инфраструктуры, на различные туристические проекты. Ведь инвестору интересна площадка тогда, когда там есть свет, вода. Сейчас в стране действуют 14 особых экономических зон туристского типа, в которых создаются особые условия для инвестора.
— И понятно, что свет, вода и прочие коммуникации не только для туристического сектора нужны…
— Для других объектов есть Министерство регионального развития. Мы финансируем инженерные коммуникации непосредственно к туристическим объектам. Мы создаем реперные точки роста туризма в стране.
Допустим, очень важный сектор туризма — прокат автомобилей по всей стране. У нас есть устойчивые потоки на побережье Черного моря, куда люди часто из-за дороговизны авиаперелетов едут на машинах. Им нужно где-то ночевать, им нужно где-то останавливаться. Мы решили, что под Ростовом будет создаваться автомобильный кластер со своей инфраструктурой, чтобы люди могли отдохнуть. Попутно у них будет своя сфера развлечений.
По оздоровительному туризму у нас есть ряд проектов в Средней полосе, в Сибири, которые ориентированы на то, чтобы подпитать и предоставить соответствующие услуги уже имеющимся потокам и имеющимся генерирующим рынкам. Ведь в туризме главное — увязать генерирующие рынки и рынки принимающие.
Допустим, москвич — доедет он или нет за семь тысяч верст с целью гарантийного туризма? Нет, конечно. Он поедет в места, где ему удобней, доступней. Допустим, сибиряки едут в Алтайский край, в ту же самую Белокуриху. Соответственно, там создается проект "Белокуриха-2", который будет подпитывать и обслуживать потоки, которые генерируются. Проекты эти кластерные, то есть они имеют межрегиональный характер.
— Вы упомянули о 14 особых экономических зонах туристского типа, расскажите о них. И что такое зона вообще?
— Речь идет о том, что есть некая зона, имеющая четкие административные границы. На территории этой зоны будут созданы или уже создаются туристические объекты. Допустим, рядом с Байкалом — гостиницы, рестораны, развлекательные комплексы. Плюс горнолыжный курорт.
Чем привлекательны эти зоны? Как я уже сказал, на государственные деньги там создают инженерную инфраструктуру. Дальше резиденты этих зон, то есть местные бизнес-структуры, ведут работу в зонах и имеют определенные налоговые льготы. То есть создаются преференции для того, чтобы пришел бизнес и работал в определенном месте. Семь зон у нас созданы на Северном Кавказе. В основном там речь идет о строительстве горнолыжных курортов. Остальные зоны располагаются в Бурятии, в Иркутской области, Алтайском крае, Калининградской области.
— Александр Васильевич, какие есть интересные места, куда не стыдно приехать отдохнуть? Куда россияне ездят?
— По статистике наиболее востребованным у нас остается пляжный туризм в силу климатических условий — примерно 15 миллионов поездок: это побережье Краснодарского края, Геленджик, Сочи, побережье Азовского моря, которое тоже активно развивается. Очень большую перспективу имеет Каспийское море, к сожалению, оно еще не освоено, Балтийское море. Общая протяженность всех побережий в России — две тысячи километров, а их освоенность крайне невысокая. У нас более-менее освоено только побережье Черного моря.
На втором месте по популярности у нас культурно-познавательный туризм. Это Москва, Санкт-Петербург, Золотое кольцо….
— Отдыхать в Подмосковье, совершенно общее мнение многих людей, очень дорого.
— Я согласен. Стоимость земли в Подмосковье высокая, обслуживание, цены высокие в силу приближенности к столице, хотим мы этого или не хотим. Это рынок, это бизнес.
Далее, очень популярны поездки на Байкал, Камчатку, Алтай. Но здесь есть серьезная проблема — это высокая стоимость билетов. Сейчас один из основных трендов развития мирового туризма — событийный туризм, когда человек хочет быть активным участником неких событий. Просто нужна информация. У нас, к сожалению, не умеют ее эффективно продвигать.
— А как регионы занимаются своим продвижением?
— Сейчас Ростуризм с каждым регионом подписывает свои соглашения, свой календарный план. Допустим, мы с губернатором подписываем соглашение, где определяем основные направления нашего взаимодействия, прежде всего, в вопросах инфраструктурных, инвестиционных, в вопросах продвижения рекламы. Часто то, что делают регионы, на федеральном уровне никто не знает — событие есть, а информации нет.
Нет информации, нет людей, значит, нет события. Оно местечковое. Чтобы о событии узнали, оно должно выйти на федеральный уровень. Мы даем рекомендации, помогаем, вывозим на выставки не только в России, но и за рубеж. Бесплатно вывозим тех, у кого нет денег. У нас экономическое состояние регионов разное: есть депрессивные, есть те, которые являются, наоборот, донорами.
— Ростуризм планирует везти большую группу журналистов по курортам Северного Кавказа. Это эффективная мера для популяризации регионов?
— Мы должны удовлетворить информационный голод.
— Западные агентства так не работают.
— Работают, напрасно вы так думаете. 40 офисов зарубежных, которые сидят у нас, точно так же возят журналистов.
— Но они обеспечивают их большим материалом.
— Мы возим, показываем и обеспечиваем материалами. К сожалению, есть, на мой взгляд, некая установка у СМИ — они охотней пишут о негативе. Тем не менее, когда встанет вопрос выбора, куда ехать отдыхать, должно быть достаточное количество информации.
— Александр Васильевич, как вы считаете, какие на данный момент самые болезненные точки российской туристической отрасли?
— Я бы сказал, что есть определенные болезненные точки, связанные с обеспечением защиты прав потребителей на сегменте новых рейсов. Мы видели, что произошло много крупных банкротств, и люди не получили компенсации за свои путевки. Поэтому в кратчайшие сроки будут внесены изменения в законодательство, связанные с повышением финансовой ответственности туроператоров.
Механизм финансового обеспечения туроператоров и финансовых гарантий действующего законодательства показал свою эффективность, но на сегодняшний день максимальная планка составляет 100 миллионов рублей. Для туроператорской компании с оборотом, допустим, в несколько миллиардов, этого недостаточно. И мы видим: "Капитал-тур" обанкротился, "Ланта-тур" обанкротился. Поэтому нужно привязывать финансовую ответственность туроператоров к обороту.
Сейчас мы работаем и над созданием компенсационного фонда — это экстренная помощь туристам. К фонду мы будем обращаться, чтобы возвращать наших туристов в случае несостоятельности туроператора.
Читайте также:
Лучший отдых — домик в деревне?
Аграрные высоты Алтайского края
Вне Союза: Потерянный рай Абхазии
К публикации подготовила