Социальная сеть "Вконтакте" является не только самым популярным местом для коммуникации в русскоязычном сегменте Всемирной паутины, но и одной из главных площадок электронной коммерции, объединяя тысячи групп по продаже всевозможных товаров и услуг. Однако, насколько законна эта коммерческая деятельность? Ответы в материале нашего корреспондента.
Стремительное развитие социальных сетей предоставляет огромные возможности для продвижения в них самой разной продукции. Особый интерес их маркетинговый потенциал представляет для малого и среднего бизнеса, представители которого, как правило, не обладают ресурсами крупных корпораций для выхода на потенциального потребителя. "Вконтакте", к примеру, имеет для ограниченного в финансах бизнесмена то неоспоримое преимущество, что создать тематическую группу для продвижения его товаров и услуг, с фотокаталогом и прайс-листом, и начать работу с ней можно немедленно, без головной боли по поводу хостинга, программистов и прочих технических заморочек большого Интернета.
Также в сети Павла Дурова довольно легко создать полноценный онлайн-магазин. Торговать в нем можно всем кроме того, что нарушает российское законодательство или внутрикорпоративные этические нормы. Например, "Вконтакте" запрещено заниматься продажей алкоголя и табачных изделий или предлагать услуги по "ясновидению" и прочему колдовству. Несомненным плюсом такой торговли является возможность прямого диалога между покупателем и продавцом, живого общения и обсуждения товаров и услуг.
Читайте также: Шипы и колючки цветочного бизнеса
Весьма привлекательны и предлагаемые социальной сетью маркетинговые условия. Например, контекстная реклама в ней дешевле, чем в "Яндексе" и Google. К тому же значительно проще выйти на свою целевую аудиторию.
Но такая очевидная простота имеет и обратный эффект. Предпринимательской деятельностью начинают заниматься люди, которые до прихода в социальные медиа не имели к торговле никакого отношения. И часто свежеиспеченные искатели коммерческой фортуны имеют крайне смутное представление о правовых нормах, регулирующих то поле деятельности, куда они поспешили зайти, соблазнившись кажущейся легкостью открытия своего дела.
В крупнейший российской социальной сети действуют несколько десятков тысяч специализированных групп, в которых предлагаются самые разнообразные товары, от поддержанных авто до хэнд-мэйда. И далеко не все они соответствуют законодательству об экономических правонарушениях.
Читайте по теме: Twitter переходит к цензуре
"Если заниматься предпринимательской деятельностью, то есть на постоянной основе извлекать доход из продажи товаров или услуг, то необходимо зарегистрироваться либо в качестве юридического лица, либо индивидуального предпринимателя. Интернет-продажи нормируются законом о защите прав потребителей. В случае нарушения законодательства о предпринимательской деятельности со стороны пользователей "Вконтакте", претензии к сети могут предъявить как Федеральная антимонопольная служба, налоговые органы, так и прокуратура", - пояснил корреспонденту Bigness руководитель Республиканского юридического общества Александр Хаминский.
Однако социальная сеть, которая лишь предоставила площадку для незаконной деятельности, вряд ли понесет серьезную ответственность, скорее всего отделавшись предупреждением со стороны правоохранительных органов. Вообще, нужно разбираться в каждом конкретном случае, смотря что за группа и каким образом ее создатели извлекают прибыль. Если она совершенно официально зарегистрирована в сети, занимается не продажей непосредственно, а продвижением какого-то товара, то это совершенно нормально и легально. Это так называемый SMM - social media marketing.
Профессор Фейсбук: Соцсеть по-научному
Ведь, устанавливая легальность коммерческой деятельности в Интернете, важно не перепутать две вещи - размещение рекламы в социальных сетях и собственно торговлю. Размещать любую информацию, в том числе рекламного характера, "Вконтакте" и любых других соцсетях можно на совершенно законных основаниях. Если "Вконтакте" пользователь действует как добросовестный рекламодатель, официально оплачивая и публикуя свои объявления, то соцсеть не может нести ответственности за его действия в оффлайне. Как и за содержание объявлений, если они не нарушают российских законов. А чтобы этого не произошло, существует премодерация.
Насколько законна деятельность пользователя соцсети в качестве частного предпринимателя - это уже совершенно другой вопрос, не имеющий никакого отношения к социальной сети. Нельзя путать метод получения дохода и каналы распространения информации о нем. А распространенность полулегальных бизнесменов в социальных сетях - это скорее недосмотр контролирующих органов, чем вина соцсетей. Ведь как и везде, там действует принцип "не пойман - не вор".