Минувшей осенью российская бюджетная система установила своеобразный антирекорд: государственный долг регионов достиг 1,1 триллиона рублей. Эксперты забили тревогу: вдруг кризис, а они не готовы? И при ближайшем рассмотрении выяснилась куда более неприятная тенденция: закредитованность регионов возникла в условиях сокращения бюджетных трансфертов.
К концу 2011 году суммарный государственный долг российских регионов вырос до 1,39 триллиона рублей, увеличившись по отношению к кризисному 2008 году более, чем вдвое. При этом 15 российских регионов увеличили бюджетную задолженность десятикратно и более: так, госдолг Мурманской области вырос в 927 раз! Аналитики, правда, отмечают, что годовой рост долгов составил в 2011 всего 7 процентов против 23 процентов в 2010 - но утешение слабое: когда ты в долгах, что в море и, ни дна, ни берегов не видно, поневоле приходится затягивать ремешок.
Абсолютный рост задолженности регионов впечатляет куда больше относительного показателя: так, долг Мордовии составляет 175 процентов от собственных (без учета трансфертов федерального бюджета) доходов, Северной Осетии-Алании - 118 процентов. Еще два региона - Костромская и Астраханская области должны практически столько же, сколько зарабатывают сами (98,7 и 96,9 процентов). Между тем, Бюджетный кодекс не предусматривает такой уровень долговой нагрузки, и в Минфине уже предложили жестче разговаривать с региональными властями, допустившими рост задолженности. Желание по-человечески понятное: большая часть долга региональных бюджетов приходится на кредиты федерального бюджета.
Читайте также: Минфин "раскулачит" губернаторов
Проблема в другом: присмотревшись внимательнее, аналитики ахнули: закредитованность регионов стала прямым следствием сокращения безвозмездных бюджетных трансфертов. Так, например, Саратовская область в 2010 году получила почти на четверть меньше средств, чем в 2009. Минфин, ограничивая федеральную помощь регионам, казалось бы, занимает вполне логичную позицию: самим надо зарабатывать, а не надеяться на помощь центра. Однако даже если забыть о том, что наши регионы находятся далеко не в равных экономических условиях, остаются еще особенности российской фискальной политики: налоги и сборы, возникающие в регионах, первоначально аккумулируются в федеральном центре и лишь потом распределяются по областям и республикам.
Возможно, такая схема была хороша и оправдана в период, когда было необходимо выровнять социально-экономическое расслоение между регионами ("парад суверенитетов" еще довольно свеж в нашей памяти). Но как она согласуется со взятым Минфином трендом на сокращение безвозмездных бюджетных трансфертов - понять трудно. Тем более, что при таком сокращении освобождать региональные власти от реализации социальных программ никто не собирается. Вкупе с заявленными Минфином планами отказа и от предоставления недорогих бюджетных кредитов (в частности, на цели строительства, реконструкции, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования), это может привести только к одному: региональные власти будут вынуждены покрывать дефицит своих бюджетов заимствованиями на открытом рынке.
Читайте по теме: Заплати налоги и живи спокойно
Учитывая, что здесь действует одно правило: чем хуже у тебя со средствами, тем дороже займ, ничего, помимо роста закредитованности регионов с параллельной "оптимизацией бюджетов" (читай - сокращения социальных расходов, консервации инфраструктурного развития), ждать не приходится. Альтернатива - активизация формирования "на местах" благоприятной к инновациям и модернизационному развитию экономической среды представляется не менее утопичной, чем построение коммунизма в отдельно взятой стране.