Петербургская компания "Усть-Луга" смогла осуществить то, чего не удавалось даже российским императорам — построила грузовой порт в Лужской губе Финского залива. Это стало возможным благодаря реализации инновационного принципа государственно-частного партнерства. Кроме того, компания предложила оригинальную схему инвестирования строительства.
Следует заметить, что порт в Лужской губе Финского залива хотели построить с самых давних времен. Еще во время правления Ивана Васильевича (к тому моменту уже вполне себе Грозного) московское правительство решило выстроить собственный морской порт на Балтике, дабы "с немцев не в их, а в своей земле торговать прилично стало". Интересно, что несмотря на огромные сложности (в частности, на отсутствие дорог и малую населенность данных мест), строительство порта, начавшееся в Усть-Луге в 1557 году было осуществлено всего за три месяца!
Руководил этим предприятием государственной важности окольничий Дмитрий Семенович Шастунов, а главным архитектором был талантливый инженер Иван Выродков. Однако построенный ими порт так и не принял ни одного судна — началась Ливонская война, в начале которой русские захватили Нарву и устроили порт для приема морских судов именно в этом богатом и многонаселенном городе (который строили те же Шастунов и Выродков). А заброшенные строения в Усть-Луге быстро пришли в негодность и через пять лет полностью развалились.
Позже к идее строительства порта в данном месте вернулся Петр Великий. С его точки зрения (которую разделяли многие специалисты), порт в Санкт-Петербурге не был удобен для международной торговли. Поэтому предполагалось построить обширный торговый порт в Усть-Луге, и даже был составлен проект, к реализации которого в этот раз, увы, даже не приступили. Потому что сначала просто не было денег (Северная война обошлась России весьма недешево), а потом и надобность в строительстве отпала, ибо после заключения мира со Швецией во владении России оказался город Рига с прекрасно оснащенным морским портом.
Читайте также: И в Российской империи были бизнесмены
В третий раз к идее строительства усть-лужского порта вернулись в начале ХХ века. Правда, речь шла не о торговом, а о военном порте. И, надобно заметить, к 1940-м годам его почти полностью построили. Однако опять не успели начать эксплуатацию — когда началась Великая Отечественная война, порт в Усть-Луге был взорван, поскольку было опасение, что немцы смогут захватить его достаточно быстро.
После же окончания войны, поскольку прибалтийские республики с их замечательными портами вошли в состав СССР, вопрос о грузовом порте в районе Усть-Луги вновь был закрыт. Но позже, когда Советский Союз распался, о нем опять заговорили. И вот в 1992 году было создано открытое акционерное общество "Компания Усть-Луга" — как раз для реализации этого замысла. Постановление правительства РФ о строительстве порта в Лужской губе вышло еще в 1993 году, но долгое время не удавалось собрать достаточно средств для его начала, поскольку мало кто верил в успешность и прибыльность данного проекта.
Но в 1998 году ситуация изменилась — было принято менеджерское решение реструктуризовать большой инвестиционный проект всего порта на отдельные инвестиционные проекты терминалов. И тотчас же нашлись те, кто с удовольствием вложил в проект уцелевшие от печально знаменитого дефолта средства — тогда это оказалось одним из немногих способов хоть как-то пустить их в оборот.
Но самое интересное состоит в том, что именно топ-менеджеры "Компании Усть-Луга" одними из первых в России применили на практике инновационный принцип государственно-частного партнерства. И это в то время, когда после того же дефолта государство как надежного партнера не рассматривал вообще никто! Тем не менее, "Усть-Луга" решила рискнуть и не прогадала. По ее инициативе было заключено четырехстороннее соглашение между министерством транспорта РФ, ОАО "Российские железные дороги", правительством Ленинградской области и ОАО "Компания Усть-Луга", определяющим полномочия и ответственность сторон при реализации проекта. После чего строительство порта, о котором мечтали еще во времена Ивана Грозного, наконец-то началось.
Читайте по теме: Бизнесмены помолились на "перезагрузку"
Чего же удалось достичь за эти годы? На самом деле, было сделано достаточно много. На сегодняшний день запущены в эксплуатацию восемь терминалов. Это комплекс по перегрузке угля, универсальный перегрузочный комплекс, терминал по перевалке технической серы, автомобильно-железнодорожный паромный комплекс, многопрофильный перегрузочный комплекс "Юг-2", лесной терминал, контейнерный терминал, комплекс наливных грузов. В районе акватории порта завершено углубление дна и строительство Северного подходного морского канала, что позволяет порту принимать крупнотоннажные наливные суда. Также было открыто регулярное паромное сообщение с Германией.
В 2011 году грузооборот Усть-Луги составил 22,74 миллиона тонн при 1131 судозаходе (для сравнения: годом раньше грузооборот был 11,8 миллиона тонн при том, что порт посетило 702 судна). Темпы роста не могут не впечатлять — всего за год грузооборот вырос на 92,5 процента! Так что можно с уверенностью сказать, что обе идеи топ-менеджеров — инвестирование отдельных терминалов и государственно-частное партнерство — оказались правильными. Если все и дальше будет развиваться так же успешно, то к 2018 году грузооборот достигнет 180 миллионов тонн в год.
Но что самое интересное, этот мощный портовый комплекс практически не наносит ущерба окружающей среде. На недавней встрече с журналистами в Санкт-Петербурге, представители компании "Усть-Луга" рассказали о "зеленых" технологиях, использующихся в порту. Например, в угольных терминалах невозможно обнаружить следы угольной пыли! Это достигается за счет того, что при перегрузке с судов в контейнеры уголь орошается водой, что делает невозможным распространение мелких частиц.
Тот же ущерб, что все-таки приходится наносить природе, ликвидируется сразу же, как только это становится возможным. Так, компания "Усть-Луга" заключила договор с несколькими рыборазводными хозяйствами для того, чтобы восстановить стаи рыб, кормящихся в Финском заливе. Дело в том, что при работах по углублению дна был уничтожен комплекс донных беспозвоночных, которыми рыбы питаются. Соответственно, стаи многих промысловых рыб покинули Лужскую губу.
Вне Союза: Страна упущенных возможностей
Однако как только работы были закончены и дно вновь стало обитаемым (бентос восстанавливается в Балтийском море достаточно быстро — Ред.), в губу была выпущена специально выращенная в хозяйствах молодь. На данный момент можно с уверенностью сказать, что популяции рыб в данном месте восстановлены практически в полном объеме.
Представители компании сотрудничают с руководством Котельского заказника и Кургальского заповедника, где имеется множество редких видов животных и растений. В результате сейчас можно сказать, что при строительстве порта этим природоохранным объектам не было нанесено никакого ущерба. Остается только пожелать, чтобы другие российские компании начали следовать примеру "Усть-Луги" — если это будет так, то природоохранные конфликты вроде того, что разгорелся вокруг Химкинского леса, перестанут возникать.
В планах компании, кроме постройки новых терминалов, также числится возведение небольшого города рядом с портом. Уже построено четыре многоквартирных дома. По проектам архитекторов, небоскребов около порта не будет — в застройке преобладают пятиэтажные и двухэтажные дома, а также одноэтажные коттеджи. Планируется создать полноценную городскую инфраструктуру — школы, больницы, магазины и другие необходимые для нормальной жизни учреждения, а также сеть городских парков. Бытовые отходы планируется не накапливать в городе, а сразу же вывозить на лицензионные полигоны по уничтожению. Предполагается, что в этом современном и благоустроенном городе будет жить порядка 34,5 тысячи человек.
Параллельно решается и транспортный вопрос. В планах — создание сети железных и автомобильных дорог, идущих в обход перегруженного Санкт-Петербургского транспортного узла. По мнению сотрудников компании, предпортовый железнодорожный узел Усть-Луги станет самым крупным в современной Европе. И при этом практически безопасным для окружающей среды.
Это интересно: Россия "обошла" нервных соседей
Итак, как видите, компания "Усть-Луга" действительно смогла осуществить проект, который не смогли реализовать многие российские правители. Причем на таком уровне, о которым они даже и не мечтали. Можно с уверенностью сказать, что порт Усть-Луга в ближайшее время станет самыми крупными российскими "морскими воротами" на Балтике.