Сеть "Пятерочка Макси" нарушила концепцию компании X5 Retail Group, которая приняла решение закрыть эти магазины во всех городах России. Просуществовали гипермаркеты всего год, и теперь на опустевших площадях проштрафившихся развернутся магазины другой сети — "Карусель", ставку на которые и решила сделать продовольственная розничная компания.
Магазины "Пятерочка Макси" предназначались для средних и малых городов. Они были открыты в Челябинске, Костроме, Рязани, Зеленодольске и Сызрани и представляли собой нечто среднее между супермаркетом и гипермаркетом. Изначально "Пятерочка Макси" задумывалась как альтернатива классическому гипермаркету, которая отличается несколько иным форматом. По словам директора по корпоративным коммуникациям X5 Михаила Сусова, магазины "Пятерочка Макси" не вышли на плановые показатели. Между тем, Сусов не привел никаких цифр, оставив скептикам свободу для домыслов — быть может, магазины "Пятерочка Макси" попросту появились, что говорится, не в то время и не в том месте.
Напомним, что первая "Пятерочка Макси" открылась в конце 2010 года в Сызрани, а последняя — в декабре 2011 года в Костроме. Идея нового формата заключалась в ориентации торговли: новые гипермаркеты работали как на розничных, так и на мелкооптовых покупателей, причем последним полагалась скидка 10-15 процентов. Таким образом, "Пятерочка-Макси" была аналогом крупного гипермаркета METRO. Принципиальное отличие состояло в занимаемой площади. Если торговые центры METRO занимают площади в 10 тысяч квадратных метров, то "Пятерочки Макси" занимали всего от 3,3 до 4,5 тысячи квадратных метров. В этих магазинах, стоявших на промежуточной ступени между гипер- и супермаркетами, было представлено от 7 до 10 тысяч наименований товаров, из которых 65-80 процентов были продовольственными. Между тем, гипермаркеты "Карусель" занимают площадь от 3 до 10 тысяч квадратных метров, а ассортимент их предполагает 20-40 тысяч товарных позиций.
Читайте также: Инновационное такси для Москвы
Вопреки замечанию представителей компании о показателях, можно предположить, что сама задумка "Пятерочки Макси" вполне реально могла приносить прибыль в небольших городах. Сами представители X5 признают, что магазины подформата проявили себя достаточно хорошо, а закрытие их связано со стратегией компании, которая решила провести ребрендинг гипермаркета с целью усовершенствования бизнес-процессов. Согласно сообщению ритейлера, перевод "Пятерочки Макси" под бренд "Карусель" осуществляется в рамках оптимизации управления торговыми объектами крупного формата компанией X5 Retail Group, которая сейчас не предполагает развития формата гипермаркета в небольших городах.
Новые гипермаркеты "Карусель", которые займут место "Пятерочек Макси", будут отличаться более широким ассортиментом товаров для дома. Кроме того, увеличится объем свежих и быстропортящихся товаров — фруктов и овощей. Также решено преумножить товары продуктовой линейки в четыре раза по сравнению с непродуктовыми товарами. Таким образом, главной задачей преобразований является сохранение в новых магазинах того лучшего, что было в "Пятерочке Макси", и оптимизация возможностей "Карусели". Так компания X5 собирается добиться лучших показателей покупательского трафика.
Теперь количество магазинов сети "Карусель" достигнет 77 по всей России. Два новых магазина будут открыты в Челябинске, и по одному — в Костроме, Рязани и Зеленодольске. На 12 мая намечено также открытие нового магазина "Карусель" в Сызрани.
Читайте по теме: Соков в России становится больше
А тем временем дела у компании X5 дела по части гипермаркетов давно обстоят неважно. Первый квартал текущего года уже принес убытки для компании. Сопоставимые продажи гипермаркетов упали на 11,4 процента, то же самое произошло и с супермаркетами "Перекресток", продажи которых упали на 8,7 процента, а дискаунтеры "Пятерочка" потеряли 2,4 процента. Сама компания объясняет столь низкие результаты продаж внутренними преобразованиями. Дело в том, что осенью минувшего года управление супермаркетами и гипермаркетами разделилось. Во главе последних стал Ян Фукс, который ранее занимал должность операционного директора германской REWE Group.
И вот 3 мая стало известно, что во главе сети "Пятерочка" встанет также заграничный топ-менеджер по имени Френк Майл Мрос. Он вступит в должность генерального директора сети 1 июня 2012 года. Ранее господин Мрос трудился в немецкой сети дискаунтеров Lidl, где отвечал за работу 3 тысяч магазинов с торговым оборотом около 15 миллиардов евро. Френк Мрос, который сменит на посту директора сети "Пятерочка" Олега Высоцкого, также успешно продвигал Lidl в Восточной Европе. Ранее он развивал сеть на рынке в Польше, где занимал должность управляющего директора. Сеть "Пятерочка" переходит в руки немецкого управляющего в довольно неплохом состоянии.
По мнению специалистов, в период, когда сетью управлял Высоцкий, "Пятерочка" достигала хороших показателей и приносила достойную прибыль, но к концу 2011 года сеть потеряла 1 процент покупателей, а в первом квартале 2012 года трафик снизился уже на 3,7 процента. По словам самого Высоцкого, это произошло из-за расширения сети, так как в конце прошлого года было открыто большое количество новых магазинов в Карелии, Орле, Курске, Смоленске и других городах, для которых бренд "Пятерочка" был абсолютно новым, а для интеграции магазинов на новых территориях требуется время. Не исключено, что участие Френка Мроса, имеющего положительный опыт в продвижении сетевых магазинов, ускорит данный процесс.
Это интересно: "МегаФон" накрыла революция
Возможно, закрытие подформатных магазинов "Пятерочка Макси" в пользу гипермаркетов "Карусель" также связано с тем, что X5 делает ставку на опыт Мроса в управлении дискаунтными сетями. "Пятерочка" как магазин шаговой доступности уже проявила себя достаточно стабильно, в то время как подконтрольные X5 гипермаркеты "Карусель" переживают не самые лучшие времена. Однако, несмотря на спад в продажах, гипермаркеты по-прежнему остаются прибыльным направлением со впечатляющей рентабельностью, поэтому все силы компания бросает на укрепление их роли на рынке. Главными конкурентами сети являются французские сетевые гипермаркеты "Ашан", на противостояние которым должны быть направлены все силы директора формата "гипермаркет X5" Яна Фукса.
Между тем, появление магазинов "Пятерочка Макси" отрицательно повлияло на трафик "Карусели", чем, по-видимому, подформатные магазины и подписали себе расстрельный приговор. В то же время закрытие "Пятерочки Макси" является вполне логичным шагом компании, разделившей форматы "супермаркет" и "гипермаркет" для повышения эффективности каждого. В рамках этой концепции существование гибрида было лишь вопросом времени.