На внутреннем рынке авиаперевозок разгорается нешуточный скандал. С подачи пассажиров, заметивших чувствительный рост стоимости авиабилетов, ФАС намерена предъявить серьезные претензии четырем авиакомпаниям. Если подозрения антимонопольщиков подтвердятся, авиаторам придется заплатить кругленькую сумму в качестве штрафа от неправедно нажитой выручки.
История началась минувшей зимой, когда постоянные клиенты рейсов Ростов-на-Дону - Москва ощутили значительный рост расходов на авиаперелеты с декабря 2011 года. По мнению тех из них, кто обратился с заявлением в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области, подорожание перелетов произошло сразу после того, как с рынка ушли обанкротившиеся компании-дискаунтеры "Авианова", Sky Express и "Континент". Ростовское УФАС к мнению потребителей прислушалось и возбудило дело в отношении оставшихся на рынке "Аэрофлота", "Донавиа" (дочерняя структура "Аэрофлота"- Ред.), S7 и UTair по признакам заключения антиконкурентного соглашения об установлении цен.
Основанием для подозрений стал тот факт, что компании-дискаунтеры, предоставлявшие пассажирам возможность перелета по минимальным ценам, занимали примерно четверть рынка пассажирских авиаперевозок на этом маршруте. После их ухода более 90 процентов рынка стали контролировать три компании - "Донавиа", S7 и UTair. Было бы неудивительно, если бы эти авиаперевозчики, решив воспользоваться безвыходной для пассажиров ситуацией, согласованно взвинтили стоимость своих билетов.
Читайте также: "Иркут" страхуется американским движком
По мнению экспертов, наши авиакомпании не стесняются выжимать своих пассажиров досуха, если это позволяет ситуация. Так, сотрудник компании по продаже авиабилетов Марианна Иванникова поделилась с агентством РБК своими наблюдениями за динамикой цен на популярные направления: "За полгода до вылета билет, например, в Рим можно купить за 12 тысяч рублей, а непосредственно перед вылетом он же может стоить и 60, и 80 тысяч". В истории можно найти и примеры иного поведения - когда авиакомпании под давлением конкуренции снижают стоимость билетов, однако их можно пересчитать по пальцам - и хорошо, если не одной руки.
Между тем расследование выявило, что авиакомпании и не думали повышать тарифы на перелет по злополучному маршруту. Так что, гражданам-заявителям померещилось? Не совсем. Антимонопольщики выявили несколько более хитрую, чем банальное взвинчивание цен, схему. Выяснилось, что у каждой из этих четырех авиакомпаний резко (вполовину) снизилась доля недорогих - стоимостью около 2 000 рублей - билетов. При этом доля дорогих (около 4000 рублей) одновременно увеличилась в два раза. И никакого мошенничества. Вот только обвинение в сговоре осталось, поскольку сия метаморфоза произошла во всех четырех компаниях практически одновременно.
Читайте по теме: Монополии возжелали высокого искусства
Не будь такого странного единодушия в действиях авиакомпаний, дело о картельном сговоре можно было бы смело сдавать в архив. В принципе, ничего криминального в изменении долей билетов разного класса нет, авиакомпании частенько прибегают к такому трюку по разным причинам. Доказать же наличие сговора удается не всегда. Так, в 2005 года ФАС уже проводила проверку 50 авиакомпаний по подозрению в необоснованном завышении цен, но тогда антимонопольщики пришли к выводу, что рост цен был экономически обоснованным и не привел к росту прибыли в индустрии авиаперевозок.
Зато в июне прошлого года авиакомпаниям UTair и "Ямал" пришлось выложить 2,6 миллиона рублей по решению УФАС Тюменской области. Тогда расследование антимонопольщиков выявило, что компании с 2008 по 2010 годы устанавливали примерно равные цены на билеты по маршруту Тюмень - Сочи - Тюмень (разница составляла всего 90 рублей). Чем закончится разбирательство на сей раз, пока неизвестно, однако эксперты не ждут серьезных изменений в ценообразовании: раз компании могут позволить себе продавать более дорогие билеты, значит на них есть спрос. Против рынка же Федеральная антимонопольная служба пока бессильна.
Это интересно: Газовики затоптали угольки