Расследование взрыва в аэропорту "Домодедово" так и не выявило ответственных за неготовность авиаузла к теракту со стороны его руководства и служб безопасности. Зато обнаружило признаки преступлений совсем другого рода. В конце прошлой недели Следственный комитет возбудил дело о передаче принадлежащих государству земель аэропорта кипрскому оффшору.
Следственный комитет обвинил бывшего главу городского округа Домодедово Леонида Ковалевского в том, что он в период с 1998 по 2006 год произвел отчуждение и передачу в собственность зарегистрированной на Кипре фирме Crossgate Trading Limited федеральное имущество - земельные участки, ранее переданные правительством России ГУП "Администрация аэропорта Домодедово".
Чуть ранее следователи обнаружили, что сотрудники коммерческого агентства аэропорта причастны к крупному мошенничеству с авиатопливом. Можно только приветствовать успехи оперативников. Тем не менее, остается загадкой, почему махинации Ковалевского, к примеру, стали известны только теперь, ведь кипрский офшор заявил о своих правах на владение частью аэропортового комплекса еще в 2008 году, когда "Росимущество" вовсю боролось за возвращение воздушной гавани в госсобственность с ее оператором "Ист Лайн".
Читайте также: Самолет летит на Ближний Восток
Почему тогда не возник вопрос об обоснованности претензий никому доселе неизвестного совладельца крупнейшего отечественного авиаузла? Хотя, конечно, структура собственности "Домодедова" - это вообще одна из самых страшных тайн российского бизнеса. Конечным бенефициаром "Ист Лайна" считается председатель его совета директоров Дмитрий Каменщик, но все это на уровне слухов.
Тем не менее, почему вся эта муть поднялась именно сейчас, когда готовится сделка по продаже аэропорта, на который претендуют холдинг "Сумма" Зиявудина Магомедова и инвестподразделение "Альфа-групп" - А1? Обо всем этом корреспондент Bigness беседовал с аналитиком "Инвесткафе" Кириллом Маркиным.
"Все, что сейчас разворачивается вокруг "Домодедова", преследует одну цель - занизить итоговую стоимость продажи. К тому же, когда выяснилось, что заявку на покупку только группа "Сумма", сразу же появился еще один претендент - инвесткомпания А1, которая хоть и относится к "Альфа-групп", но в некотором роде представляет интересы правительства. Изначально владельцы "Домодедова" просили чуть ли не пять миллиардов долларов, но даже и нынешние 3,5 миллиарда - это довольно высокая цена, если учесть все необходимые для развития воздушной гавани инвестиции, в частности для строительства третьей посадочной полосы. Поэтому усилия правительства направлены на снижение конечной цены в аэропорта и ограничение ого принадлежит государству и пять - РЖД. Ее хотят в обход "Суммы", которая осуществляет операционный контроль над портом, приватизировать в интересах "Роснефти", - пояснил Кирилл Маркин.
Читайте по теме: Миллиарды для российских вокзалов
Действительно, крупнейший отечественный нефтедобытчик уже жаловался на сложности с перевалкой нефти через новороссийские терминалы. Получение доли в НМТП якобы позволит "Роснефти" избежать в дальнейшем подобных сбоев в поставках, повысить эффективность управления портом. К тому же, правительственные чиновники полагают, что передача контроля над стратегическим портом госкомпании позволит лучше защитить российские интересы.
Президент "Суммы" Александр Винокуров отметил, что передача госпакета компании противоречит политике приватизации, провозглашенной руководством страны. А национальные интересы вполне защищены правом государства на "золотую акцию" стивидора. Но пока ситуация вокруг блокпакета акций Новороссийского порта развивается не в пользу холдинга Зиявудина Магомедова.
"Теперь то же самое происходит и в "Домодедово". Власти не хотят, чтобы "Сумма" получила контроль над важнейшим аэропортом - заключил эксперт "Инвесткафе".
Чем закончится дело против Леонида Ковалевского, пока сказать сложно. Если он будет признан виновным, у государства появится реальная возможность вернуть земельные участки, на которых располагаются строения крупнейшего российского авиаузла. Однако до сих пор все подкопы правоохранительных органов под "Домодедово" заканчивались ничем. Но в любом случае неопределенность с правами собственности на землю, на которой располагается аэропорт, ослабляет позиции его таинственных владельцев в преддверии продажи воздушной гавани.
Это интересно: Оффшоры выйдут из сумрака?