Пока россияне бунтовали против "базы НАТО" в Ульяновске, власти сделали ход конем. После того, как американцы перессорились со всеми, кто им худо-бедно помогал, Россия стала единственной возможностью США сэкономить при транзите грузов в Афганистан. Однако Москва ловко поставила западных генералов в коленно-локтевую позу, раскрутив их на нехилую сумму.
Еще перед президентскими выборами оппозиция спекулировала на теме возможного создания базы НАТО на территории России в случае победы Владимира Путина, убеждая общественность, что новый лидер страны попросту сдаст ее агрессивным американцам со всеми потрошками. И действительно, после подписания соглашения о мультимодальном маршруте натовских грузов из Афганистана, в российском обществе поднялась буря негодования. Но что в действительности принесет эта "сделка с совестью" нашему государству. И так ли страшен черт, как его малюют?
Читайте у партнеров: Обама в Афганистане, или Призрак бен Ладена
Смотря под каким углом посмотреть. С одной стороны, никогда еще Америка не была столь слабой и беззащитной перед мировыми вызовами, на чем можно смело спекулировать: все возможные суки, на которых сидели Штаты, порублены. С другой, укрепление собственного влияния в неспокойных регионах - первостепенная задача США, не важно, кто находится у власти и какую экономическую политику ведет государство по отношению к партнерам и противникам. Раньше, во времена "былой славы", обеспечение группировки войск сил международной безопасности в Афганистане шло по двум маршрутам: через Пакистан в Штаты и Европу, а также по территориям Узбекистана, Казахстана, Грузии и Турции. При этом база Манас в Киргизии выполняла функции логистического центра.
Читайте также: Долговая нагрузка США на плечах Москвы
Однако когда под давлением исламского мира и Китая транзитный маршрут через Пакистан был заблокирован, киргизы отказались в дальнейшем сдавать в аренду базу Манас, а в 2008 году разыгрался финансовый кризис. Поэтому даже первой экономике мира пришлось затянуть пояса и искать более дешевые и, что немаловажно, безопасные пути переброски грузов Северо-Атлантического альянса, поскольку пакистанцы и узбеки с завидной регулярностью грабили до нитки американских военных. Турция оказалась слишком далека без дозаправки, а преданный вассал в виде Грузии попросту не мог обеспечить крупногабаритной американской технике теплый прием, несмотря на дикое желание Михаила Саакашвили выслужиться перед американским Госдепом.
Ситуация усугубляется еще и тем, что страны-участницы НАТО из Европы заняты сокращением бюджетов, следовательно, для них превращение в специальный инструмент Альянса на данный момент экономически выгоднее, чем суверенная модель обороны. Только вот платить за это придется Штатам, если они и дальше хотят слыть финансовым локомотивом военного блока.
Читайте по теме: Таможенный союз в обмен на инвестиции
Так, например, немецкому бюджету участие одного своего вояки в операциях Альянса влетает бундесверу в серьезную "копеечку" - 5,16 миллиона евро, что втрое больше, чем средний показатель по всему Евросоюзу. Немудрено, что Германия все чаще отказывается участвовать в военных интервенциях на потребу Америке. Следовательно, немецкий Минфин планирует к 2014 году сократить оборонные расходы до 24 миллиардов евро. Сегодня они насчитывают 31 миллиард, что составляет 1,3 процента ВВП страны.
Тут-то на сцену и выплыла Россия. Дескать, раз уж РЖД и так таскает вашу туалетную бумагу по всей стране, то можно и аэродром предоставить, и даже военно-транспортную авиацию для нужд сил Альянса, но, разумеется, не за красивые глаза. Цена вопроса встала в 2,5 миллиарда долларов, или шесть тысяч долларов за каждый перевезенный груз - за весь период вывода войск из Афганистана. Но у американцев по сути и выбора не осталось - российские монопольные сети оказались свиты достаточно профессионально. Да и такие деньги не получала от Вашингтона ни одна из стран-участниц блока, что говорит уже о многом.
Это интересно: "Иркут" страхуется американским движком
Разумеется, картинка не настолько лубочная, как может показаться на первый взгляд. Москве и самой невыгодно форсировать вывод войск НАТО из Афганистана, иначе дело с талибами придется иметь нашим российским пограничникам. А уж пока силы ОДКБ договорятся о совместных действиях против афганских группировок, не только рак на горе может свистнуть. Что же до прогнозов, то больше плюсов или минусов принесет России участие в транзите грузов из Афганистана - покажет время. А пока, можно просто полюбоваться, как наша страна, если захочет, умеет делать бизнес буквально из воздуха.