Банковский сектор в России развивается по мировым законам, поэтому актуальными вопросами для него являются внедрение инноваций и государственное регулирование. Каковы перспективы развития российской финансовой системы? Ответ дает "Проект 2012. Год, который изменит мир". Его главная идея — разработка сценария развития глобального общества.
Идеей этого проекта стало определение ключевых проблем и разработка сценариев развития глобального сообщества в связи с возможной сменой политико-экономического курса в четырех странах — в России, США, Китае и Франции. Эти государства, совместный вклад которых в мировой ВВП составляет около 40 процентов, в 2012-ом году озабочены президентскими выборами, так как их итоги способны значительно повлиять на внутренние и внешние процессы в контексте глобального развития, поэтому необходимо оценить перспективы и векторы развития российского финансового рынка и банковской отрасли.
Данные вопросы обсуждались в формате дискуссии на круглом столе "Проект 2012. Год, который изменит мир. Финансы", в которой принимали участие главный экономист "Альфа-Банка" Наталья Орлова, директор Фонда "Центр развития фондового рынка" при ФСФР Юрий Данилов, партнер Московского офиса Roland Berger Максим Бычков, проректор НИУ ВШЭ Андрей Яковлев и партнер Австрийского офиса компании Roland Berger Хенрик Бремер. Участники обсуждали вопросы государственного регулирования отрасли и его влияния на развитие банковской индустрии. Они также не обошли вниманием перспективы инноваций в банковском секторе, возможность российских игроков генерировать инновации и экспансию российского финансового сектора на международную арену.
Читайте также: Агенство Fitch не верит Россию
Тема государственного контроля и регулирования банков в настоящее время особенно актуальна для российских игроков. По мнению Натальи Орловой, крупные банки используют государство как источник части финансирования кредитной активности. "Мы должны создавать более конкурентную среду, и нельзя забывать, что в какой-то момент государство становится заложником стратегии поощрения крупных банков", — заявила аналитик. При этом прямое присутствие государства в тех или иных банках может быть "меньшим злом", чем ситуация, когда номинально за компанию отвечают частные инвесторы, что является не самой удачной практикой в других отраслях российской экономики. Ряд участников призвали ориентироваться на китайскую финансовую модель, которая характеризуется высоким уровнем контроля со стороны государства.
Внедрение инноваций в российском финансовом секторе не вызвало оптимистичных прогнозов. В настоящее время технологические возможности и развитие интернета могут привести к появлению самых неожиданных банковских технологий. Так, Андрей Яковлев подчеркнул, что введение любых инноваций предполагает высокий уровень доверия между всеми задействованными контрагентами. Тем не менее уровень сложности финансовых продуктов оценивается далеко не всеми клиентами, и далеко не для всех нужны продукты такого рода.
Читайте по теме: Россияне живут не по средствам
Со своей стороны Максим Бычков предложил, что важнейшие инновации для банков могут быть реализованы в сфере управления расходами: банки при планировании инноваций должны брать пример с промышленных предприятий, которые тщательно просчитывают все издержки, прежде чем приступить к введению того или иного новшества. Иначе востребованным оно не будет, несмотря на все его очевидные преимущества. Хотя сами инновации задают подходы и ко внутреннему регулированию.
Экспансия на международные рынки, прежде всего западные, связана, по мнению участников обсуждения, с государственной стратегией. Если бы стратегия была четко определена, это могло бы стать конкурентным преимуществом. "Пока же мы находимся на обочине, успех Московского финансового центра очень малореален: нас обгоняют и Варшава, и Китай. Экспансия вовне ограничена неразвитостью внутреннего рынка: актуальная задача сегодня — охватить его", — отметил Юрий Данилов. Также, по мнению большинства, экспансия может быть интересна только ограниченному числу крупных игроков, на положение вещей в секторе она принципиально не повлияет.
Хенрик Бремер, партнер австрийского офиса компании Roland Berger подчеркнул, что "в России актуальна тема госрегулирования финансового сектора. На международном уровне она сейчас тоже очень широко обсуждается, однако угол зрения на Западе иной, чем в России: если глобальное сообщество выступает за необходимость увеличения контроля со стороны государства, то в России, как я услышал, ведутся разговоры о необходимости сокращения вмешательства государства в деятельность банковской отрасли. У меня как у координатора глобального проекта есть возможность сравнить темы, которые сейчас наиболее актуальны во всех странах. Европейские игроки ищут пути сокращения государственного долга, с одной стороны, и стимулирования экономики, с другой. Эта дилемма сейчас стоит на повестке дня для всех, в том числе и для России".
Финансовая война: Атака на кредиторов
Участники дискуссии пришли к выводу, что мир живет во время бурных перемен. "Они происходят как в России, так и во всем мире. Наш совместный проект интересен именно с точки зрения меняющейся среды. Очень большую роль сегодня играют ожидания, а они напрямую связаны с тем, насколько хорошо бизнес и государство понимают друг друга. Именно поэтому важен механизм коммуникации между всеми действующими лицами. В режиме диалога мы можем лучше понять возможности и перспективы финансовой отрасли" — подытожили эксперты.