Компания "Иркут" выбрала поставщика запчастей для своих гражданских самолетов МС-21. Эти воздушные суда начнут бороздить просторы вселенной в 2020 году, заменив устаревшие Ту-154 и Ту-204 и составят достойную конкуренцию самолетам Airbus A320 и Boeing 737. Вот только летать" самолеты двадцать первого века" будут почему-то на американских двигателях.
Твердые контракты компании "Иркут", создающей МС-21, с американской Pratt & Whitney будут подписаны в течение месяца. Помимо западного поставщика, производством двигателей будет заниматься российская Объединенная двигательная корпорация (ОДК), но считается, что ее участие в создании самолетов будущего - скорее косвенное. Дело в том, что именно американская компания стала победителем тендера, проведенного в 2009 году, в то время, как соглашение с ОДК необходимо лишь для предоставления альтернативы покупателям МС-21. Такой же подход практикуют известные авиагиганты Boeing и Airbus, которые предоставляет клиенту самому выбрать двигатели для приобретаемых самолетов.
На данный момент стороны уже согласовали все детали на серийную поставку двигателей. Уже есть данные о цене, которую "Иркут" заплатит за комплектующие - около 1 миллиарда долларов. При этом, двигатели компании Pratt & Whitney обойдутся создателям МС-21 гораздо дешевле, чем комплектующие ОДК. Более того, американцы готовы предоставить "Иркуту" существенную скидку: если по каталогу стоимость двигателей Pratt & Whitney достигает 5,4 миллионов долларов, то для российских производителей МС-21 цена будет снижена до 500 тысяч долларов на каждую деталь.
Читайте также: Как тяжко быть лоукостером
Тем временем, один двигатель от ОДК, который в настоящее время находится в стадии разработки, уже оценивается в 6 миллионов долларов. Однако и ОДК обещает продать "двигатель будущего" по-дешевке, сбросив цену до 5,5 миллионов. Возможно, именно в цене кроется причина того, что российские пассажирские самолеты, на которых возлагается ответственность внедриться на тесный международный рынок, будут летать не на отечественных двигателях, а на привезенных с запада.
"Для любых двигателей, особенно в пассажирском классе самолетов, важна надежность, которая определяется правилами эксплуатации. Для того, чтобы двигатель был надежным, он должен пройти испытание. Здесь имеет значение фактор цены, потому что для того, чтобы запустить двигатель нам придется налаживать всю цепочку - от металлов и материалов, которые изготавливаются из специальных сплавов, а это большие вложения. Двигателестроение - очень сложная отрасль, которая зависит не только от двигательных заводов, но и от очень большого набора технологий.
Кроме того, в высокотехнологическом производстве, особенно сейчас, все определяется масштабом рынка. Сегодня если кто-то занимается высокими технологиями, он сразу должен позиционировать себя на мировом рынке. Наши проблемы заключаются в том, что российские двигатели никто не заказывал, кооперация разрушена, технологий отработанных нет, заказов на двигатели нет. Есть разработки, но до необходимого уровня, когда их можно будет покупать для самолетов, двигатели доведут лишь при поступлении хорошего и долгосрочного заказа", - заметил в интервью Bigness Владимир Арсентьевич Рубанов, вице-президент Ассоциации "Лига содействия оборонным предприятиям".
Очевидно, долгожданный момент настал, так как в ближайшее время будет подписано окончательное соглашение между "Иркутом" и ОДК по поставке российских двигателей. После этого двигатели российского производства должны будут доказать свою конкурентоспособность, выступая против американских движков, которые также являются абсолютно новыми. Однако преимущества у западных деталей все-таки будут, поскольку продукцию Pratt & Whitney также закупают для японских и китайских самолетов, в том числе и для Airbus A320 NEO. Таким образом, покупатели самолетов с американским мотором будут обеспечены лучшим сервисом.
Читайте по теме: Беспилотный прорыв отечественного ВПК
Между тем, будущее двигателей российского производства может оказаться не настолько мрачным. Министерство промышленности и торговли объявило открытый конкурс на изготовление и исполнение опытного образца базового двигателя пятого поколения ПД-14, предназначенного для гражданской авиации. Создание такого двигателя ОДК называет одним из основных перспективных проектов. В будущем ими будут оснащены не только "самолеты будущего" МС-21, но и семейство самолетов SSJ-130NG и транспортные машины МТС (МТА). Кроме того, новые двигатели будут применяться для ремоторизации существующих самолетов Ил-76, Ту-204, Ил-96-400.
На данный момент ожидается, что контракт будет стоить 11,05 миллиарда рублей. В 2012 году в проект будет вложено 1,869 миллиарда рублей, в 2013 - 5,01 миллиарда рублей, а в 2014 году ожидается вложение в размере 4,16 миллиарда рублей. В развитие данного проекта, реализация которого обеспечит стремительное развитие отрасли как минимум на 40-50 лет, из внебюджетных средств поступит 3,22 миллиарда рублей.
В реализации проекта участвует "Пермский моторный завод", который входит в состав ОДК. По словам представителей компании, серийный выпуск ПД-14 начнется уже через четыре года, а в 2015 году состоится сертификация базового двигателя. И уже в текущем году пройдут испытания двигателя-демонстратора технологий. Помимо "Пермского моторного завода" к разработке ПД-14 привлечены главные научные и конструкторские школы России - ОАО "Авиадвигатель", "НПО "Сатурн", "НПП "Мотор", ФГУП "УИАМ им. П.И. Баранова" и ФГУП "ВИАМ". На выполнение работы над проектом отводится 890 дней с даты заключения государственного контракта. Общая стоимость проекта по созданию двигателя пятого поколения составляет 60 миллиардов рублей.
Это интересно: Российские вертолеты Афганистану не подарок
В случае, если разработчики уложатся в срок, и серийное производство двигателя будет запущено уже в 2016, то российские производители успеют как раз к выпуску самолета МС-21, разработанного на базе проекта Як-242 ОКБ Яковлева. Между тем, первые испытания ближне- и среднемагистрального лайнера, возможно, будут проведены уже в 2015 году, а это значит, что первые полеты МС-21 будут совершены с американским двигателем, выпуск в производство которого запланирован уже на 2013 года.
Однако если взглянуть на проблему под другим углом, можно представить, что моторы Pratt & Whitney выступают всего лишь в роли подстраховки для российского производителя. По планам корпорации лишь к 2020 году производство самолетов МС-21 выйдет на плановые показатели и достигнет уровня в 40 самолетов в год. Хочется верить, что к тому времени производство двигателя ПД-14 не только займет значительную нишу на локальном рынке, но сможет составить достойную конкуренцию продукту американской компании.