Рынок алмазов оживает после затишья, вызванного глобальным финансовым кризисом. Зашевелились и крупнейшие алмазодобытчики. Только если отраслевой лидер российский монополист "АЛРОСА" планирует наращивать производство, его конкуренты неожиданно начали избавляться от своих алмазодобывающих активов. Такое решение принял горнорудный гигант Rio Tinto.
В общем-то, британо-австралийская компания не стала слишком оригинальной в своем решении. Еще несколько месяцев назад к этому пришел главный конкурент Rio Tinto - номер один в мировой горнодобывающей промышленности BHP Billiton. Конгломерат избавился от своего канадского рудника Ekati Diamond Mine и выставила на продажу контрольный пакет другого алмазодобывающего актива Chindiak. Так что вечно догоняющая глобального лидера Rio Tinto, и на сей раз оказалась лишь второй.
Англо-австралийская компания может предложить рынку 60-процентную долю в канадском прииске Diavik и 78 процентов месторождения Murowa в Зимбабве. Кроме того компания полностью контролирует шахту Argyle в Австралии. Также ей принадлежит 100-процентный пакет в индийском алмазодобывающем проекте Bunder, на разработку которого пока нет разрешения властей. Чем вызвано это общее для крупнейших игроков стремление избавиться от драгоценных активов, если, как утверждают эксперты рынок на подъеме?
Читайте также: Мир разлюбил алмазы и бриллианты
"Количество новых крупных месторождений не растет. Старые месторождения постепенно вырабатываются, поэтому ждать предложения, что откуда-то вдруг будет вброшено большое количество алмазов, не приходится. Спрос возрастает, отсюда нет основания для снижения цен. Они должны расти, причем постоянно, стабильно. Поэтому мы смотрим с определенным оптимизмом на рыночные тенденции", - цитируют "Вести.ру" председателя наблюдательного совета "АЛРОСА" Ильи Южанова.
Перспективы рынка признают и в Rio Tinto. "В будущем возможности на рынке алмазов огромны - спрос растет, а недостаток новых разработок ограничивает поставки. Наше подразделение по добыче алмазов работает качественно и представляет большую ценность для компании, однако, учитывая его масштабы, мы планируем выяснить, сможем ли мы увеличить ценность подразделения, используя другую структуру собственности", - попытался оправдать странное решение коллег глава подразделения Diamonds & Minerals Гарри Кэньон-Слэни.
Читайте по теме: Редкие земли обогатят Россию
О том, что "лучшие друзья девушек" все больше интересуют инвесторов свидетельствуют данные лидера алмазного рынка российского монополиста "АЛРОСА" . По итогам прошлого года экспорт отечественных необработанных алмазов вырос в стоимостном выражении на 37 процентов - до 3,81 миллиарда долларов против 2,78 миллиарда годом ранее. Крупнейшими покупателями российского сырья были бельгийские ювелиры. За ними следуют индийцы и израильтяне.
Характерно, что несмотря на такие радужные результаты, в натуральном выражении экспорт сократился на одну пятую, до 32,347 миллиона карат. Чем вызвано это сокращение, в "АЛРОСА" не признаются. Возможно, компания ждет еще более благоприятной рыночной конъюнктуры. В целом российская монополия заработала в прошлом году более пяти миллиардов долларов. Не направит ли она часть этой прибыли на приобретение активов Rio Tinto?
"У российской компании уже есть крупная ресурсная база, недавно "АЛРОСА" приобрела пять новых лицензий на участки в Якутии. "АЛРОСА" также может стать партнером ЛУКОЙЛа в освоении месторождения Гриба", - сомневается в таком варианте развития событий аналитик Rye, Man & Gor Securities Андрей Третельников, слова которого приводит bfm.ru.
Ранее мы писали: Лучшие друзья не только девушек
Основным претендентом на алмазные активы второго номера горнодобывающей отрасти эксперты называют "бриллиантового короля" - ювелирную компанию Harry Winston, которой уже принадлежит 40 процентов Diavik. Или инвестиционную группу KKR. Стоимость возможной сделки оценивается в два миллиарда долларов. Но все же, почему вдруг алмазы стали неугодны горнодобывающим компаниям?
"Да, рынок в настоящее время находится в стабильном состоянии с некоей положительной тенденцией к росту, но если брать больший временной промежуток, то можно говорить о том, что вся алмазная отрасль вступила в "эпоху перемен". Исчезла монополия De Beers, меняется "АЛРОСА", которая вскоре будет приватизирована, появляются новые игроки на этом рынке, меняются правила игры.
То есть все пришло в движении в индустрии, а хорошо известное высказывание гласит: "Не дай Бог жить в эпоху перемен". Вот, по всей видимости, поэтому и решили традиционные игроки "оставить" этот бизнес, - приводит "Эксперт" мнение аналитика УК "Финам Менеджмент" Дмитрия Баранова. К тому же в общей структуре добычи Rio Tinto доля алмазного сырья составляет два процента. А впереди дорогостоящая процедура слияния с Alcan, приобретенного на ценовом максимуме еще в 2008 году. За него корпорация отдала без малого 38 миллиардов долларов. И чтобы заткнуть такую брешь в бюджете все средства хороши. Даже "лучшие друзья девушек".