Мировая авиационная индустрия готовится к тяжелым временам. Растущие цены на нефть грозят перевозчикам серьезными проблемами. Постоянно усугубляющаяся ситуация вокруг Ирана тоже не добавляет оптимизма: если Штаты продолжат накалять обстановку, то убытки авиакомпаний составят пять миллиардов долларов, и многим игрокам придется покинуть рынок.
На днях Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) сообщила о снижении прогнозируемых на 2012 год показателей работы своей индустрии. Причина - рост цен на нефть.
"2012-ый продолжает оставаться для авиалиний трудным годом. Риск усугубления кризиса в еврозоне заменился равнозначным по угрозе риском - ростом цен на нефть. В настоящее время уже чувствуется урон, наносимый данным фактором, который выражается снижением прогнозируемой прибыли до трех миллиардов долларов США", - поведал генеральный и главный исполнительный директор IATA Тони Тайлер.
Как сообщает "Турпром", в декабре прошлого года, согласно консенсус-прогнозу на нынешний год, цена нефть составляла 99 долларов США за баррель смеси Brent. Средняя цена с начала года достигает сегодня 120 долларов, поэтому консенсус-прогноз был пересмотрен на 115 долларов. Это приведет к тому, что закупка топлива составит 34 процента от средних операционных расходов, а общий счет индустрии за топливо вырастет до 213 миллиардов долларов. Политическая напряженность в районе Персидского залива повысила риск значительного увеличения цен на нефть, что может в последствии привести к потерям для индустрии.
Читайте также: Как тяжко быть лоукостером
Еще одна угроза для российских авиаперевозчиков исходит от "Транснефти". А если быть точнее, то неприятностями грозит магистральный трубопровод Ярославль - Москва, отчаянно нуждающийся в ремонте. Российская транспортная монополия может прекратить поставки продукции по этому трубопроводу, так как один из его участков находится в аварийном состоянии. Если обещание будет выполнено, то поставки на Московский НПЗ могут сократиться аж в два раза.
Отремонтировать аварийный участок мешает традиционный российский бюрократизм: грозящий топливным коллапсом участок проходит по территории парка "Лосиный остров". По словам пресс-секретаря "Транснефти" Игоря Демина, чтобы отремонтировать трубу в этом месте, нужно разрешение от Минприроды, а его нет. Хотя поручение правительства ведомству было отправлено еще в начале февраля. Если разрешение так и не будет получено, то нефтепровод придется закрыть.
Эксперты , в свою очередь, заявляют что не видят поводов для паники. Старший аналитик инвестиционной компании "Баррель" Анна Анненкова в интервью нашему изданию сказала буквально следующее: "Московский рынок - это рынок в классическом, правильном его понимании. Здесь представлено наибольшее количество игроков, сюда имеют доступ многие НПЗ. Так что, если Московский НПЗ заявит об уменьшении поставок топлива, то, я думаю, что другие игроки предвосхищая эту новость, увеличат свои поставки. Брешь будет закрыта. Кроме того, у нас большие государственные запасы. После того, как зимой 2010 года были перебои с топливом, правительство позаботилось о том, чтобы были достаточные запасы в госрезервах. Я не ожидаю, что будут серьезные перебои с топливом.
Читайте по теме: На что выживает Ближний Восток?
С другой стороны, рост цен можно наблюдать уже сейчас. Правда, связан этот рост скорее с самой новостью о возможном закрытии трубопровода, чем с реальным дефицитом топлива. Кто-то просто пытается заработать именно на новости, здесь спекулятивная составляющая, а не потому что нет бензина, и он дорожает".
О спекулятивной составляющей говорили и на Первой международной конференции "Авиатопливообеспечение-2012". Генеральный директор Центра стратегических разработок Антон Корень сообщил, что если во всем мире главными задачами обеспечения авиакомпаний топливом являются безопасность и экономия, то в России есть еще одна задача: обеспечение топливом в нужном объеме. "По всей стране не хватает топлива для перевозчиков, которые хотят открыть новые рейсы. Создается искусственный дефицит и соответственно тормоз для развития авиации", - говорит он.
По мнению заместителя начальника Управления регулирования транспорта ФСТ России Андрея Хвостункова, среди основных проблем при осуществлении госрегулирования услуг топливно-заправочных комплексов можно назвать несогласие ряда ТЗК со статусом субъекта естественной монополии, а также постоянные изменения рынка услуг по топливообеспечению в аэропортах.
Плюсы и минусы: У ВТО погода нелетная?
Что касается специализированных топливо-заправочных станций, то здесь учет расходов не ведется, а это, в свою очередь, влияет на необоснованность тарифов, передает "Российская газета". Генеральный директор ТЗК "Шереметьево" Александр Гладкевич отметил, что нефтяные компании руководствуются нормами Минэнерго, при этом отсутствует регламентация процессов взаимодействия между ТЗК, поставщиками и НПЗ. Он также акцентировал внимание на проблеме отсутствия инвестиционной составляющей в тарифах ТЗК. По его мнению, это губительно отражается на развитии и реновации инфраструктуры. "Топливная структура изношена, в региональных аэропортах она находится в плачевном состоянии", - отметил Александр Гладкевич.