Крупные американские компании сумели избежать неприятностей, связанных с европейским кризисом, но им еще предстоит столкнуться с кучей проблем в регионе, ставшем для них ключевым рынком. Прогнозы аналитиков касательно Европы не самые благоприятные - ситуация продолжит ухудшаться. Впрочем, пока что у американских компаний дела там идут вполне неплохо.
В четвертом квартале 2011 года, как показывают фондовые индексы Standard & Poor's, доходы американских компаний на европейском направлении выросли на 11,4 процента по сравнению с показателями годичной давности. Общее же увеличение доходов по итогам квартала составило 13,1 процента - и это несмотря на подвешенное состояние евро и бедственное положение ряда европейских стран.
Что американцев удивило, так это стойкость Европы. Такое впечатление, что 10-процентная безработица в 17 странах еврозоны - это в какой-то параллельной реальности. У производителя тяжелой техники Caterpillar Inc., например, европейская выручка выросла почти на треть. Harley-Davidson Inc. бодро отрапортовал о том, что удельный вес компании в общем объеме рыночных продаж достиг "рекордных величин". McDonald's Corp. настриг с Европы купонов на 9 процентов больше, чем годом ранее (показатель по остальному миру - 10 процентов), причем активнее всего биг-маки расхватывали в Германии, Франции, Великобритании и России. В этом году компания собирается открыть еще 150 ресторанов в Европе, а уже существующие заведения - подновить.
Читайте также: Кудрин видит Европу насквозь
Однако если одни американские корабли продолжают бороздить европейские просторы, то другие финансовый шторм в Европе прибил к берегу. Ford Motor Co. сообщила об операционных убытках за четвертый квартал, попутно спрогнозировав сокращение продаж в этом году. Прибыль DuPont Co. в четвертом квартале составила 18 процентов, однако компания отметила снижение спроса на "химию", используемую для автомобильных покрытий. "Надежда на Европу у нас невелика", - призналась генеральный директор DuPont Co. Эллен Куллман на встрече с инвесторами.
В целом устойчивые продажи наблюдались только в Германии. А вот государства Средиземноморья - Испания, Италия и Португалия, - американских предпринимателей своей покупательской способностью не порадовали. "Южная Европа, на самом деле, стоит на коленях, а у Северной Европы дела идут хорошо", - рассказал инвесторам исполнительный директор Caterpillar Дуг Оберхелман, один из тех, кто считает, что Европа уже скатилась в рецессию или скоро скатится. Это мнение разделяет и генеральный директор General Electric Co.: "Мы готовимся к рецессии - это то, чего мы ожидаем".
Читайте по теме: Члены БРИКС долларов переели
Аналитик Citigroup Дин Дрей говорит, что в среднем "европейская" прибыль промышленных предприятий, за которыми он наблюдает, составила 19 процентов. На данный момент, по его словам, лучше всего продаются дорогие предметы, такие, как авиационные двигатели, тогда как с мелочью типа тестового оборудования заказчики предпочитают подождать. Продажи, зависящие от бюджетных расходов, также пострадали - бюджетный дефицит дал о себе знать. Так, GE и Johnson & Johnson сообщили о снижении объема европейских продаж медицинского оборудования.
Трудности Европы легко прослеживаются на примере какой-нибудь одной компании. Даже больше: на примере одного подразделения. У United Technologies Corp. продажи промышленных кондиционеров выросли на 8 процентов, что топ-менеджеры связывают с желанием заказчиков повысить энергоэффективность, а вот спрос на промышленные холодильники упал на 10 процентов. "В 2012 году мы не ожидаем большого роста, но и больших сюрпризов - тоже, - отмечает финансовый директор United Technologies Corp. Грег Хэйес. - Нам предстоит долгое, медленное восстановление наших позиций в Европе".
Это интересно: Иран спешит на помощь стране пирамид