В связи с заботами о Таможенном союзе с Астаной и Минском Москва упустила из своего внимания еще одну республику, которая могла бы укрепить экономическое влияние России в Центральной Азии. Киргизия, где наши энергокорпорации собирались строить каскад ГЭС, неожиданно взбунтовалась. Зачем это понадобилось Бишкеку, который тоже желает держать путь в ТС?
В киргизскую столицу на этой неделе отправится делегация российского Министерства энергетики разгонять очередную тучу на и без того не безоблачном небосклоне двусторонних отношений. Эпицентром нового "атмосферного фронта" стал каскад гидроэлектростанций на реке Нарын и Камбаратинская ГЭС-1, которые пока существуют лишь на бумаге. Четыре года назад Москва и Бишкек договорились о строительстве этих энергообъектов на паритетных началах.
"Паритет" заключался в том, что после их возведения половина будет принадлежать России, другая — Киргизии. А вот бремя финансирования этой стройки (только возведение Камбаратинской ГЭС-1 оценивалось в два миллиарда долларов) ляжет в основном на плечи российских компаний "Интер РАО ЕЭС" и "Русгидро". С тех пор в Киргизии уже дважды успела смениться власть, а россияне только сейчас уловили в подписанных соглашениях некий подвох и решили, что 50 процентов будет маловато. Коли строим сами, то и получить должны большую часть, например, три четверти, прикинули в руководстве энергетических корпораций. Именно об этой коррективе в контракте четырехлетней давности едут теперь договариваться чиновники Минэнерго.
Читайте также: Таможенный союз бьет, но любит
Неожиданное прозрение, похоже, связано не только с соображениями экономической выгоды. В Москве, видимо, поняли, что пришедший к власти в декабре прошлого года новый киргизский президент Алмазбек Атамбаев будет не менее сложным партнером, чем свергнутый два года назад Курманбек Бакиев. Тот в 2009 году выклянчил у России финансовую помощь в размере 300 миллионов долларов, пообещав закрыть американскую авиабазу "Манас", а вместо этого только повысил для янки арендную плату за ее использование. Эта попытка посидеть на двух стульях сразу, правда, стоила ему собственного — президентского — кресла, но нынешнего главу Киргизии печальный опыт его предшественника, видимо, не смущает, и он ясно дал понять, что не собирается лебезить перед Москвой. Сначала Алмазбек Атамбаев предъявил России претензии по поводу ее собственной военной базы в Канте: россияне-де задолжали за ее аренду 15,5 миллиона долларов.
А после того как наше Минобороны погасило задолженность, всплыла старая история с торпедным заводом "Дастан", на который давно зарится Москва. Еще при Бакиеве наша страна предлагала киргизам погасить часть их государственного долга акциями оборонного предприятия. Тогда речь шла о списании 180 миллионов долларов из 470-миллионной задолженности в обмен на 48-процентную долю в заводе. Теперь россияне требуют 75 процентов, мотивируя это износом оборудования и необходимостью модернизации производства.
Читайте по теме: Долгая дорога к Евразийскому союзу
"Раз было достигнуто соглашение, то надо по этой схеме и идти. Мы готовы держать слово и рассчитываем, что РФ сдержит свое. Объемы производства "Дастана" в прошлом году выросли в пять раз. Как может быть, что объемы выросли, а цена упала? К тому же "Дастан" — это недвижимость в самом центре Бишкека. Она не падает в цене, а растет", — цитируют СМИ Алмазбека Атамбаева. И чтобы у Москвы никаких иллюзий насчет точки зрения Бишкека на двусторонние отношения не осталось, предложил отправить в отставку генсека Организации договора о коллективной безопасности Николая Бордюжу, который, по мнению киргизского президента, в своей деятельности учитывает интересы не всех стран-участниц военно-политического союза.
Тут-то глаза открылись и у потенциальных строителей киргизских ГЭС. Но, судя по настрою главы центральноазиатской республики, грядущие переговоры по пересмотру давнишних договоренностей легкими не будут. Атамбаев уже дал понять, что если Россия продолжит артачиться, Киргизии есть кому предложить эти энергопроекты. За них с удовольствием возьмется Китай, экономика которого испытывает серьезную нехватку источников энергии. Якобы ставить никаких условий китайцы не будут, а денег у них навалом.
Ранее мы писали: Москва грозит Батьке траншем
"Китайцы имеют все возможности, чтобы подорвать экономические связи России не только с Киргизией, но и с другими бывшими среднеазиатскими республиками СССР. Они работают на многих уровнях, и одним из наиболее эффективных инструментов усиления их влияния выступают кредиты на развитие инфраструктуры этих стран по очень низким ставкам. За последние пять-семь лет с их помощью в Средней Азии были осуществлены несколько важных инфраструктурных проектов, в том числе, строительство газопровода Туркмения — Китай. И при желании Пекин может однажды занять место России в социально-экономической жизни бывших советских республик", — отметил в интервью корреспонденту Bigness.ru эксперт Информационно-аналитического центра МГУ по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве Александр Караваев.
Сейчас у нас остается, пожалуй, только один серьезный рычаг для воздействия на политику Бишкека. Это его желание вступить в Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии.
"Наша республика будет вести переговоры о предоставлении ей определенных преференций. Я полагаю, что это естественный процесс, так как нам придется изменить законодательство, гармонизировать параметры по торговле", — приводит "Российская газета" недавнее заявление вице-премьер-министра Киргизии Джоомарта Оторбаева.
Промышленность Киргизии уже несет потери от изменения таможенной политики участников торгового объединения в отношении третьих стран. На казахско-киргизской границе сейчас копится продукция киргизской швейной индустрии, которая не вписывается в новые таможенные правила. И обстановка там накаляется с каждым днем. Так что козыри у Москвы в торге с Бишкеком еще остались.