В России ломают голову, какие деньги - бумажные или металлические - выгоднее для бюджета. Доля наличных достигает четверти денежной массы в стране, поэтому эти вычисления совсем не напрасны. А между тем в Европе собираются вовсе отказаться от "живых" денег. И первым государством, которое может полностью перейти на безналичный расчет станет Швеция.
Деловые СМИ взбудоражены сообщением британского таблоида Daily Mail, по данным которого, Стокгольм в ближайшее время готовится к полному запрету обращения наличных денег на территории королевства. В общем-то, ничего из ряда вон выходящего в этой новости нет. Уже сейчас 97 процентов всех операций в стране осуществляется безналичным способом - в электронном виде принимаются даже церковные пожертвования. А кредитные организации попросту отказываются брать у населения наличные деньги, дабы избежать мороки с монетами и ассигнациями.
И Швеция совсем не исключение. Сокращение доли "налички" в денежном обороте - это общемировой тренд. Более того, скандинавское королевство, даже не самая продвинутая в этом смысле страна. В Южной Корее, к примеру, с помощью ассигнаций и монет осуществляется лишь два процента всех операций. От лидеров в деле перевода экономики на безналичный расчет стараются не отстать и другие страны. В Соединенных Штатах "живые" деньги составляют семь процентов от их общей массы.
В Европе этот показатель немногим выше - девять процентов. Так что Швеция в этом процессе лишь первая среди равных. Собственно, кому и быть, как не ей. Ведь именно скандинавское королевство стало инициатором перехода от неудобных металлических денег к бумажному эквиваленту, выпустив в 1661 году первые ассигнации. На то чтобы они устарели, понадобилось три с половиной века.
Читайте также: Минфин грозит купюре отставкой
Отказ от наличных денег вызван не только соображениями удобства. Безналичные операции проще контролировать, что снижает долю теневой экономики и уровень коррупции. Переход на электронные платежи улучшает собираемость налогов и снижает издержки финансовых организаций. Благотворно он сказывается и на общей криминогенной обстановке. Если в 2008 году в Швеции было зафиксировано более ста ограблений банков, то в прошлом - только 16.
Правда, существует у этого процесса и обратная сторона. В стране опережающими темпами растет киберпреступность. Если в 2000 году в Швеции было отмечено 3,3 тысячи случаев хакерских атак на банковские счета физических и юридических лиц, то сейчас их совершается порядка 20 тысяч. И гегемония электронных денег бросает вызов не только сотрудникам правоохранительных органов.
Несмотря на свои очевидные преимущества перед традиционными транзакциями, она беспокоит и простых людей. Некоторые из них опасаются, что полное исчезновение привычных банкнот и монет даст властям эффективный инструмент тотального финансового шпионажа за своими гражданами. Это действительно так, но борьба за прозрачность финансовых потоков требует своих жертв. К тому же добропорядочным обывателям скрывать нечего, а противодействовать возможным злоупотреблениям властей должно само гражданское общество.
Читайте по теме: Банки прикроют нелегальный доход
Но что шведу головная боль, то русскому - до лампочки. Наша страна, как это не раз бывало и раньше, вновь оказалась в стороне от общемировых тенденций. Более того, Россия является одним из лидеров по объему наличности в денежной массе. "У нас доля наличных денег составляет 25 процентов от общей денежной массы. Этот показатель в развивающихся странах - около 15 процентов, а в развитых - 7-10 процентов", - цитирует "Московский комсомолец" недавнее заявление министра финансов Антона Силуанова. Больше только в Молдавии, Ираке, Грузии Албании и на Украине.
По мнению главы Минфина, это одна из причин большой доли теневого сектора в отечественной экономике, который, по оценкам Росстата, достигает 30 процентов.
"Если бы все покупки крупные, все зарплаты перевести в безналичную форму, было бы можно увеличить и налоги", - уверен преемник Алексея Кудрина. В том же духе летом прошлого года высказывался и глава Сбербанка Герман Греф: в письме премьер-министру Владимиру Путину он предлагал сделать обязательной выплату зарплаты, пенсий и социальных пособий исключительно на банковские карты. Это позволило бы уменьшить объем наличности в стране, в то время как из-за связанных с ним издержек Россия теряет до одного процента ВВП ежегодно.
Это интересно: Конец агропрому без нефтедолларов
Мысль более чем здравая, только где-нибудь в глубинке ее вряд ли могут оценить. По причине отсутствия соответствующей инфраструктуры специалисты полагают, чтобы сократить объем наличности в стране хотя бы до 15 процентов потребуется не менее 15 лет.