Ежедневно тысячи предпринимателей лихорадочно ищут новую бизнес-идею, в которую можно было бы вложить средства в расчете на то, что инвестиции окупятся сторицей. Транснациональные корпорации вкладывают в исследовательские отделы сотни миллиардов долларов. Однако, парадокс заключается в том, что истинно гениальные находки частенько делают одиночки.
На самом деле, как грустно резюмирует Мервин Келли, президент Bell Labs, крупного исследовательского центра в области высоких технологий, "в этой области шансы сделать что-то действительно новое стремятся к нулю". Фактически все, на что способны крупные разработчики — это, в основном, дальнейшее развитие уже кем-то найденного. В стремлении как-то изменить ситуацию, в Bell Labs разработали сложную систему отбора наиболее перспективных кандидатов и программу совершенствования их навыков обмена идеями — Communications Development Training, CDT.
В исследовательской организации царит дух абсолютной свободы — многие сотрудники годами работают, не имея определенной цели. Иногда это срабатывает: так, с начала века лаборатория предложила алгоритм прогрессивного сжатия геометрии, способствовавший развитию технологий передачи трехмерных изображений, разработала прототип молекулярной машины на основе ДНК-молекул, составила большую космическую карту темной материи.
Читайте также: Америка сторонится инноваций
Все это впечатляет, однако, как легко заметить, в двух случаях из трех практическая польза от деятельности центра не просматривается и на горизонте. На этом фоне тем более удивительными выглядят истории успеха таких людей, как бывший строитель Эд Ротбауер. Излишне говорить, что у него под рукой не было ни мощного исследовательского центра, ни значительной финансовой базы — у него не было даже здоровья: после несчастного случая в 1990 году у Эда оказалась парализована вся нижняя часть тела. И тем не менее, ему удалось нащупать путь, по которому затем ринулись десятки последователей.
Все началось с настоя знакомого многим россиянам чайного гриба. Ротбауер начал пить его, еще находясь в клинике, и, когда паралич отступил — убедил себя в том, что немалая доля успеха принадлежит этому шипучему продукту брожения чайного настоя, сахара и симбиоза дрожжей и особых бактерий. Уверовав в его чудодейственную силу, Ротбауер и его друг и компаньон Стив Дикман начали буквально в домашних условиях готовить этот напиток и предлагать его посетителям расположенного неподалеку горнолыжного курорта Вэйл в штате Колорадо. Само собой, компаньоны не забывали на все лады расхваливать чудодейственные (хотя и никем не подтвержденные) свойства своего эликсира — у американцев это, похоже, в крови.
Найти идею: Собирать мебель весело
Впрочем, потребители, видимо, и не требовали каких-то научных подтверждений и сертификатов. Через некоторое время среди клиентов компании Ротбауера и Дикмана High Country Kombucha оказались такие звезды, как Линдси Лохан и Гвинет Пэлтроу — они даже принимали участие в рекламе товара. Дела шли настолько хорошо, что созданное к началу 2000 года производство на 50 000 бутылок в месяц не справлялось с потоком заказов. Свою роль сыграло и то, что новый товар нежданно-негаданно попал в малозаметный, но быстрорастущий сегмент напитков на основе чая.
Бурное развитие компании не сбил даже разгоревшийся в 2010 году скандал, когда инспектор по защите прав потребителей штата Мэн обнаружил, что напиток содержит аж 2,5 процента алкоголя (еще бы, ведь он, как и кефир, производится путем брожения!). Учитывая, что в Штатах разрешено содержание не более полупроцента спирта в напитках, относящихся к безалкогольным, магазины-партнеры поспешили убрать с полок продукцию High Country Kombucha. Эффект, однако, получился обратным: благодаря скандалу о напитке узнали те, кто раньше о нем и слыхом не слыхивал. В итоге 2012 год обещает стать рекордным по прибыльности для компании, а по ее следам несутся более сорока разнокалиберных конкурентов.
Читайте по теме: Правительство и бизнес борются за тюрьму
Повествование в стиле "не было бы счастья, да несчастье помогло" можно продолжить историей калифорнийца Джима Ньютона. Лишившись места преподавателя металлообработки в местном колледже, он вдруг осознал, что работа была для него не просто источником дохода, но и способом творческого самовыражения. Ну, а без той технологической базы, которая была к его услугам в колледже, не очень-то самовыразишься. О том, чтобы собрать нечто подобное в собственном гараже, нечего было и думать, и Джим совсем было впал в депрессию.
К счастью, наш герой, видимо, не совсем случайно носит свою фамилию. Как и сэра Исаака в свое время, Джима озарило: а ведь он не один такой фанат металла! Побегав по бизнес-ангелам (предприниматели, занимающиеся высокорискованными инвестициями в предприятия от нулевой до ранних стадий развития. — Ред.), он наскреб 300 тысяч долларов и открыл общедоступную мастерскую TechShop, рассчитанную на 500 посетителей. Правда, подобные мастерские были весьма популярны в СССР времен ранней перестройки, но Ньютон, конечно, знать об этом не мог. Пока круг его клиентов насчитывает всего 200 человек, которые платят за пользование станками около 1200 долларов в год, но бизнесмен настроен оптимистично и уже планирует открыть еще одну аналогичную мастерскую.
Это интересно: На что выживает Ближний Восток?
Само собой, понятно, что приведенные тут истории никак не отрицают необходимости наличия предпринимательского азарта, целеустремленности, какой-то доли удачи. Но ровно так же понятно и другое: никакие преграды не устоят на пути здравой и востребованной людьми идеи, если за ней стоит хотя бы один верящий в свои силы предприниматель.