Российский рынок соков в последние годы демонстрировал тенденцию к активному росту. Постепенно прилавки наших магазинов заполнились продуктами местных производителей, вместо известных зарубежных компаний. Мы привыкли считать свои соки более натуральными, и не без оснований. Значит, прогресс налицо, и можно рассчитывать на небольшие уступки со стороны производителей в цене. Борьба за покупателя ведется давно и по всем направлениям сразу.
В 1990 году импортная продукция занимала до 95 процентов объема российского рынка. Сейчас ситуация прямо противоположная. По данным Российского союза производителей соков, итоги 2011 года показали, что 98 процентов соков, продающихся в нашей стране, имеют внутреннее происхождение. Это не может не радовать — налицо улучшение положения отечественных производителей, да и качество соков из натуральных продуктов гораздо лучше. Соответственно, выросло и потребление продукта на душу населения. Впрочем, это очень положительная тенденция — если в 2000 году представители Российской Федерации потребляли в среднем пять литров сока в год, то спустя 11 лет этот показатель вырос до 20 литров. Не последнюю роль тут играют пропаганда здорового образа жизни и креативность рекламных подходов, но результат в любом случае на руку производителям.
Эксперты считают, что российский рынок соков имеет очень высокий потенциал для дальнейшего развития, так как еще не достиг уровня потребления развитых евпропейских стран, где показатель составляет 30-50 литров на человека в год. В этой связи интересна динамика изменения предпочтений покупателей. В 2011 году россияне стали потреблять больше соков (1,8 процента), холодного чая (2,5 процента) и энергетиков (33,9 процента), чем в 2010 году. Сокопроизводители после кризиса основные силы бросили именно на улучшение качества продукции, что сразу же сказалось на продажах.
Читайте также: Столичные отели резко подешевели. Но остаются дорогими
Директор по маркетингу ЗАО "Мултон" Пьер Филипенко пояснил Bigness. ru, что игрокам в этом сегменте важно всегда бороться за имеющиеся позиции на рынке и удовлетворять спрос. "Возможное расширение производства напрямую связано с ростом платежеспособности населения. Это не всегда от нас зависит, но мы стараемся делать упор на то, что потребление соков — важный фактор поддержания здоровья. Можно таким образом вести здоровый образ жизни. Многие люди этим озабочены, а в тех странах, где государство этим занималось как программой, потребление увеличивалось в разы. Я очень надеюсь, что пропаганда здорового образа жизни станет приоритетом российского государства на ближайшие десятилетия", — сказал Пьер нашему корреспонденту.
В 2011 году лидерами российского рынка стали компании "Мултон", "Лебедянский" и "Вимм-Билль-Данн". То, с чем эти производители выходят к потребителям, говорит само за себя — типы продукции остаются неизменными, как и вкусы россиян. Больше всего в РФ пользуются спросом нектары (66,1 процента), соки (26,8 процента), сокосодержащие напитки (5,2 процента), и морсы (1,9 процента). При этом прошедший год все-таки показал, что продукция частных марок пользуется популярностью на рынке, так как низкоценовой сегмент смог удержать свою долю.
Читайте также: Экопродукция становится популярнее
Вице-президент по стратегическому развитию Ирина Самохина волгоградских "Садов Придонья" рассказала Bigness.ru, что по итогам года компания добилась хороших показателей. Она отметила, что "рост объемов производства и продаж в соковой категории составил порядка 13 процентов, рост в детском питании около 11 процентов. Компания занимает третье место в категории "сок" после Pepsico Holding и двух компаний, входящих в Coca Cola Group, оставаясь независимой российской компанией, осуществляющей свое развитие без привлечения сторонних инвестиций. Доля рынка компании по итогам 2011 года, по разным оценкам, составила 9-11 процентов в соковой категории и 28-30 процентов в категории "детские соки". Рост продаж увеличился на 17 процентов по сравнению с 2010 годом, составив около восьми миллиардов рублей.
Планы компании на 2012 год по производству и реализации готовой продукции жесткие и амбициозные. Задачи роста стоят вопреки стагнации рынка. Уже намечены планы по техническому перевооружению, реконструкции старых линий розлива, добавлению новых. Кроме того, принято решение о строительстве нового завода по производству продукции здорового питания, общей площадью пять тысяч квадратных метров. Новый объект будет построен в поселке Сады Придонья Городищенского района Волгоградской области — в непосредственной близости от комплексов переработки плодов и собственной сырьевой базы".
Таким образом, российские компании сами отмечают для себя необходимость увеличения объемов производства и дальнейшего развития системы распространения готовой продукции. В последние годы все больший вес набирают каналы современной торговли (самообслуживания), составляющие более 60 процентов рынка. При заинтересованности самих производителей вскоре можно будет рассчитывать на расширение ассортимента в магазинах, так как вкусовые предпочтения россиян более разнообразны, чем на том же Западе, где львиную долю рынка занимают производители апельстнового сока. В России, по крайней мере, всегда было получше с выбором любимых напитков. Будем надеяться, что и качество не подкачает.