"Черное золото" уже называют "новой Грецией", и такая аналогия обоснована: нефтяные рынки нестабильны, а напряженность между США и Ираном сейчас высока, как никогда раньше. В начале марта стоимость марки Brent подскочила сразу на пять долларов - до 128 долларов - после того, как иранские СМИ сообщили о взрыве на нефтемагистрали Саудовской Аравии.
Чуть позже Саудовская Аравия опровергла сообщения о взрыве на нефтепроводе, после чего цены немного упали, но 125 долларов за баррель - это все равно на 16 процентов больше, чем в начале этого года. Оценка риска, который несет в себе подорожание нефти, выводится из ответов на четыре вопроса. За счет чего растут цены на нефть? Какого уровня могут достичь цены? Каковы наиболее вероятные экономические последствия подорожания нефти? И каким может оказаться ущерб от дальнейшего роста цен?
Природа роста цен на "черное золото", безусловно, играет важную роль. Перебои с поставками, к примеру, наносят мировой экономике больший ущерб, чем простое повышение цен. Часто рост стоимости объясняют волей центробанков - в последние несколько месяцев они либо обещают продлить удержание процентных ставок на низком уровне, либо проводят политику количественного смягчения (КС), печатая при этом деньги для покупки облигаций. Поток дешевых денег, таким образом, вынуждает инвесторов вкладываться в "железные" активы, особенно в нефть. Но поскольку рынки ориентированы на будущее, сам факт анонсирования КС центробанками (а не реальное претворение его в жизнь) заставляет цены на нефть ползти вверх. Правда, председатель ФРС США Бен Бернанке в этом плане огорчил рынки тем, что не потрудился посигналить относительно очередного раунда КС.
Читайте также: Турция подставила подножку Ирану
Роль центробанков могла оказаться и косвенной - их прогнозы относительно перспектив мировой экономики оказались слишком позитивными, что, в свою очередь, спровоцировало рост цен на "черное золото". Например, недавний рост цен на нефть совпал со всплеском оптимизма по поводу вроде бы отсроченной катастрофы в еврозоне и кажущимся упрочением экономических позиций США.
Радужные прогнозы, впрочем, все равно играют вторую скрипку. Куда более важным фактором являются перебои с поставками. В последние несколько месяцев, говорят эксперты, рынок нефти недосчитывается по миллиону с лишним баррелей в сутки. Споры с Южным Суданом и технические проблемы в Северном море - уже минус 700 тысяч баррелей в день. Уход иранской нефти с рынка вследствие санкций ЕС и финансовых разбирательств с Китаем - минус еще 500 тысяч баррелей.
Мировые запасы нефти невелики. В развитых странах "черного золота" хватит еще лет на пять, а объем резервных мощностей ОПЕК пока неясен. Саудовская Аравия держится молодцом, выкачивая по 10 миллионов баррелей в день, однако если Иран когда-нибудь осуществит свою угрозу перекрыть Ормузский пролив, через который каждый день "проплывают" 17 миллионов баррелей нефти, общемировой объем поставок нефти сократится сразу на одну пятую. Даже временное блокирование пролива вызовет нефтяной шок.
Читайте по теме: Обоюдоострая монополия "Транснефти"
Джеффри Карри из Goldman Sachs полагает, что дальнейший рост напряженности в отношениях в Ираном неизбежно приведет к росту цен на нефть. Если же с Исламской республикой удастся наладить контакт, то стоимость "черного золота" снизится, хотя и ненамного - она все равно будет колебаться около отметки в 120 долларов.
Эмпирическое правило состоит в том, что устойчивый рост цены на нефть на 10 процентов в год снимает с глобального экономического роста стружку толщиной в 0,2 процента в первый же год и 0,5 процента - во второй, в основном, потому, что доход плавно перетекает из кармана потребителей в карман производителей. Однако и несмотря на это, перспективы роста мировой экономики сейчас лучше, чем они были в начале года. В Штатах, например, даже если нефть подорожает на 10 долларов (что, соответственно, повысит цены на бензин на 25 процентов), экономика по итогам этого года все равно вырастет на два процента.
Эксперты называют сразу несколько причин, по которым экономика США окажется более устойчивой к подорожанию нефти, чем в последние несколько лет до этого. Во-первых, скачок цен на бензин оказался меньшим, чем в 2011 и 2008 годах. Во-вторых, рост занятости обеспечивает потребителям повышенный доход, что дает им возможность платить за топливо. В-третьих, американская экономика становится все менее энергоемкой и менее зависимой от импорта. Потребление нефти в последние два года упало, а ВВП вырос.
Это интересно: Куда поедет финансовое сафари?
Американцы стали куда более экономными. Они реже ездят на машинах, а выбирая себе нового железного коня, останавливаются на экономичных авто. Кроме того, вследствие упавших цен на газ и довольно мягкой зимы расходы на отопление домов оказались на удивление низкими - в январе доля потребительских расходов на энергоносители оказалась второй по "скромности" за последние 50 лет. Это, конечно, не означает, что Америке вообще наплевать на стоимость нефти, но влияние роста цен на "черное золото" на экономику США в любом случае будет довольно скромным.
Европе приходится сложнее. Большинство членов еврозоны пребывают в состоянии стагнации или рецессии. Более того, слабейшие периферийные экономики Европы являются крупнейшими импортерами. Греция, к примеру, очень зависима от импорта энергоносителей - 88 процентов импорта приходится на нефть. Рост цен на "черное золото" усугубит бедственное положение Европы, а уж большой скачок и вовсе породит глубокий кризис.