Отвечая на вопрос, какой фактор определяет успех в бизнесе, девять из десяти человек вспомнят о коммерческих связях, точном расчете бизнес-плана, умелой рекламной кампании. Но, пожалуй, главное — иметь изюминку, которая могла бы обеспечить уникальность дела. Между тем, истории успеха подавляющего большинства крупных компаний основаны на свежих идеях.
Фразу "Брось, это никому не интересно" уже можно назвать маркером потенциальной эффективности бизнес-модели. Причем, чем более сведущим в интересующем вас бизнесе считается человек, от которого вы слышите это предупреждение — тем выше ваши шансы. Вспомните: в сороковых годах прошлого века самые крупные эксперты в области вычислительных машин полагали, что мировой спрос на компьютеры не превышает десятка экземпляров, и говорить о персональных ЭВМ было просто смешно. А потом появилась Apple.
При этом никто не требует от вас изобретать эликсир молодости или вечный двигатель. Американский фантаст Роберт Хайнлайн в своем романе "Дверь в лето", описывая труд изобретателя-одиночки, отмечал, что создать нечто абсолютно новое одному невозможно: для этого необходим целый исследовательский институт. А вот что одиночке вполне по силам — это взять придуманное до него и соединить это таким образом, каким никто этого не делал раньше.
Читайте также: Халява продвигает интернет
Например, наборы типа "сделай сам" всегда пользовались популярностью у ограниченного числа энтузиастов — но лишь один торговец мебелью додумался сделать из них культ. Сегодня его магазины есть в каждом уголке мира — они называются IKEA. А предпринимателя, который первым понял, что сборка мебели своими руками доставляет удовольствие и порождает законную гордость у потребителя, зовут Ингвард Кампрад. Он, правда, дополнил идею "сделай сам" еще одной поистине революционной новацией — пустил покупателя в святая святых: на склад магазина.
Впоследствии ученые-маркетологи по косточкам разобрали стратегию Кампрада, пытаясь объяснить успех IKEA. Но, опираясь на сухую теорию, вряд ли кому-то удастся повторить успех шведского торговца мебелью: биографы Кампрада отмечают, что его успеху не раз и не два способствовало озарение — это такое индивидуальное свойство, не поддающееся воспроизведению.
Читайте по теме: Разработки на полке — деньги на ветер
Несколько проще с другим обязательным компонентом предпринимательского успеха — смелостью. Действительно, надо иметь немало мужества, чтобы не только основать дело, за которое никто до вас и не пытался взяться, но и продолжать его, вопреки мнению разного рода авторитетов. Задача еще более усложняется, если приходится идти не только против общепринятого мнения, но и против вполне определенных предписаний.
Так, на днях Интерфакс рассказал о новом списке знаменитого журнала Forbes. На сей раз уважаемое издание оставило в покое миллиардеров и селебрити: новый рейтинг состоит из десяти самых необычных товаров, производимых в местах заключения. Первое место в нем занимает исправительная колония номер семь УФСИН по Омской области: люди, отбывающие здесь наказание, занимаются производством самого настоящего холодного оружия. Трудно сказать, кто первым рискнул воплотить в жизнь ночной кошмар любого служащего этой специфической системы, но кортики, шпаги и ятаганы, представленные на виртуальной витрине исправительного учреждения пользуются таким большим спросом, что, как утверждает Forbes, занятые их производством заключенные в состоянии не только выплачивать наложенные на них судом штрафы и компенсации, но и содержать оставшиеся на свободе семьи.
Это интересно: Как из гастарбайтера вылепить клиента
Кстати, омский пример, приведенный в Forbes, свидетельствует, что все разговоры об отсутствии в нашей стране оранжерейного климата для произрастания доморощенных предпринимателей — это все же не больше, чем разговоры. Если даже в таких суровых условиях смелая идея нашла свое воплощение, то уж вольным бизнесменам сам Бог велел не зацикливаться на привычной торговле, добывающей отрасли и связанных с ними "креативных" услугах.