Крупнейшие российские музыкальные издательства и звукозаписывающие компании выразили свое неудовольствие фирмам Nokia и Samsung. Четырнадцать из них выпустили манифест по поводу бойкота, в котором говорится, что производители телефонов не выплачивают положенное по закону финансовое вознаграждение за воспроизведение музыки на мобильных устройствах.
Nokia и Samsung с 2010 года "избегают выплаты установленного российским законодательством вознаграждения в пользу правообладателей", негодуют звукозаписывающие компании. По подсчетам РСП эти две фирмы задолжали 1,2 млрд рублей.
При этом необходимость осуществлять выплаты они якобы не оспаривают. Просто не платят и тем самым, уверены в организациях, производители "экономят на творцах". В других странах эти фирмы выплачивают, за исключением государств третьего мира и России, указывают подписанты в своем коллективном обращении.
Два года назад был принят так называемый "налог на болванки", который обязывает производителей устройств, проигрывающих музыку, выплачивать Российскому союзу правообладателей (РСП) отчисления за использование музыки на приложениях для мобильных устройств, а также от онлайн-продаж на брендированных интернет-ресурсах. Такие ресурсы имеются у Nokia и Samsung.
Читайте также: Швейцария испугалась безделья
Принятие закона вызвало большой резонанс и по мнению ряда депутатов закон является антиконституционным. Для того чтобы сбор с каждой болванки был законный, надо четко доказать, что покупатель будет копировать на него именно защищенный авторским правом контент. В итоге, профессиональным защитникам авторских прав крупные производители техники деньги не платят.
"Ни от Nokia, ни от Samsung платежей нет, правообладатели деньги не получают, и нас такая ситуация не устраивает. Мы пришли к выводу, что не готовы лицензировать сервисы указанных компаний, которые не выполняют обязательств по закону о выплате вознаграждений. Мы лучше не заработаем вообще, чем заработаем чуть-чуть при продаже лицензии, но не получим то, что нам в значительно большей степени причитается по закону", — говорит первый заместитель генерального директора "Фирмы "Мелодия" Карина Абрамян.
Но музыкальные издательства не могут подать в суд на производителей мобильных устройств, это может сделать только РСП. Российский союз правообладателей пожаловался в Министерство культуры и Генпрокуратуру. У самой организации возникли определенные проблемы. Оказывается, она также нарушает закон.
Читайте по теме: Кризис вернул Европу в прошлое
В начале марта Акушинский районный суд Республики Дагестан признал незаконной регистрацию организации РСП в Минюсте. Устав РСП предполагает, что членами общества должны быть только правообладатели. А таковых в числе профессиональных борцов за отчисления не нашлось. Иск подал певец Курбанмагомедов, рассказал "Ведомостям" юрист Российского общества по смежным правам (РОСП), представляющего интересы исполнителя, Азамат Шапиев. Союз будет оспаривать решение суда, заявил он.
Осенью 2010 года РСП, президентом которого является Никита Михалков, отодвинул профессиональных защитников авторских прав из РОСП, получив по итогам конкурса право собирать в пользу правообладателей авторские отчисления с производителей и импортеров аудио- и видеоаппаратуры и носителей информации в размере 1 процента от рыночной или таможенной стоимости оборудования.
Уже в 2011 году РСП планировал набить мошну 100 миллионами долларов, однако к ноябрю было собрано всего 10-15 процентов от этой суммы. Недобор был связан с игнорированием со стороны крупных ТНК финансовых ожиданий РСП. Звукозаписывающие фирмы приостановили выдачу Nokia и Samsung разрешений на использование музыкального контента.
Ранее мы писали: Бизнес покорился милой даме
Продажи музыки в последние годы явно на подъеме. С 2006 по 2009 год, согласно отчетам Nielsen, они выросли больше чем на 50 процентов. При этом компания не учитывала данные по прямым продажам групп, а также по различным маркетинговым схемам — в частности, условно бесплатных альбомов, продающихся в нагрузку к другим товарам.
Также не принималась в расчет прибыль от интернет-сервисов с подпиской, онлайновым продажам через официальные сайты, продажам треков для Rock Band, прибылям с рекламы на YouTube. Между тем число платящих за контент пользователей платных сервисов только за 2011 год выросло на 65 процентов и составило 13,4 миллиона человек. По данным Copyright.ru, продажи в интернет-магазинах позволила звукозаписывающим компаниям ряда стран нарастить в 2011 году свои доходы от реализации музыки только лишь по этому каналу до 5,3 миллиардов долларов.