Складывали, копили и… перестарались — так можно понять заявление первого заместителя председателя Банка России А. Улюкаева. На днях он заявил, что достигнутый объем золотовалютных резервов нашего государства, превышающий полтриллиона долларов, более чем вдвое превосходит уровень, необходимый для обеспечения макроэкономической стабильности в стране.
В конце прошлой недели накопленные Центробанком золотовалютные резервы составили почти 508 миллиардов долларов. Как следует из заявления Алексея Улюкаева, этих денег с лихвой хватит, чтобы обеспечить финансовую стабильность в стране в случае каких-то макроэкономических потрясений. Поскольку основным источником притока валюты в Россию является продажа за рубеж углеводородного сырья, доля которого в общей структуре отечественного экспорта в прошлом году составила без малого 70 процентов, то очевидно, что самым страшным потрясением для экономики нашей страны могло бы стать падение цен на нефть.
Но, похоже, в краткосрочной перспективе мы от этой неприятности застрахованы. Обострение иранской ядерной проблемы в последние месяцы уже привело к максимальным нефтяным котировкам после рекордного 2008 года, когда баррель черного золота торговался в районе 150 долларов. Благодаря нефти положительное сальдо российского внешнеторгового баланса превысило 200 миллиардов долларов. По оценкам финансового регулятора, примерно столько же необходимо для обеспечения экономической стабильности в стране при текущем объеме импорта, который в прошлом году достиг 305 миллиардов в американской валюте.
Читайте также: Центробанк променял "бумажки" на золото
Ну, много у нас денег, и хорошо. Но это и так понятно. Что в таком случае стоит за заявлением первого зампреда Центробанка? Возможным объяснением может быть озвученное Улюкаевым намерение властей в ближайшие два года отпустить рубль в свободное плавание. Сейчас он может торговаться только в пределах устанавливаемого регулятором валютного коридора.
"В основных направлениях денежно-кредитной политики Банка России на три года, принятых осенью прошлого года, записано: завершить в этом трехлетнем цикле переход к инфляционному таргетированию и свободному плаванию рубля. Это означает, что у нас есть неявное обязательство к концу 2013 года отменить коридор как таковой. И действовать иначе, — рассказал первый зампред Центробанка. — В рамках перехода к свободному плаванию мы, с одной стороны, снижаем порог по интервенциям. А с другой — расширяем коридор. Сначала он был установлен на уровне трех рублей по бивалютной корзине. Сейчас составляет шесть. Это довольно большой разбег. В перспективе мы стремимся прийти к тому, чтобы не было ни пороговой величины, ни границ коридора. Наверное, на это понадобится года два".
Читайте по теме: В стране палладий не иссякнет
В таком ракурсе можно предположить, что вчерашнее заявление Алексея Улюкаева свидетельствует о великом замысле Центробанка: как можно реже прибегать к интервенциям на валютном рынке. Хотя, если ситуация с ценами на нефть не изменится, то у него не будет иного выхода. Поток экспортных нефтедолларов необходимо как-то выводить из денежного оборота, иначе не избежать дальнейшего укрепления рубля. По некоторым оценкам, российская валюта может укрепиться до 20 рублей за доллар. Такой сценарий стал бы серьезным ударом по отечественным экспортерам, поэтому его реализацию Центробанк вряд ли допустит. А это значит, что от интервенций никуда не деться.
Правда, приток нефтедолларов в отечественную экономику несколько уравновешивается бегством капиталов из нее, которое в преддверии выборов приняло совсем уж панический характер. Инвесторы вывели из России почти 90 миллиардов долларов, то есть немногим меньше половины торгового профицита. И темпы этого бегства пока не спадают. За два месяца 2012 года из российской экономики было выведено более 22 миллиардов. При этом власти прогнозировали, что отток за весь год составит не более двадцати.
Это интересно: Центробанк сведет копейку в могилу
"Политическая ситуация перед выборами не сыграла особой роли, ведь сейчас она выглядит намного стабильнее, чем еще несколько месяцев назад. Тем не менее, отток капитала очень высокий, это продолжение тенденций прошлого года: многие частные инвесторы воздерживаются от размещения капитала в российской экономике. Мы, очевидно, проигрываем борьбу за инвестора", — цитирует "Интерфакс" главного экономиста АФК "Система" Евгения Надоршина.
Выходит, что у государства остается два варианта. Либо ставить свечки в надежде на дальнейшее подорожание нефти. Либо приступить-таки к давно назревшим структурным экономическим реформам. Потому что, как бы ни было много денег, предыдущая волна кризиса наглядно показала, с какой стремительной скоростью они могут таять.