13 марта 2012 года в ГК "Президент отель" состоялся III Форум регионов России "Институты модернизации". Развитие регионов является одной из ключевых задач современной российской власти, взявший курс на обновление экономики страны. Участники Форума всерьез озаботились и текущими проблемами модернизации, и перспективами этого процесса в ближайшем будущем.
Как отмечалось всеми участниками мероприятия, оказание всесторонней финансовой и социальной поддержки проектам в регионах должно способствовать скорейшей реализации Стратегии инновационного развития России на период до 2020 года. Сам Форум прошел под эгидой Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики РФ (Консультативная рабочая группа), что придало ему характер обсуждения и дискуссии на актуальные темы.
Модератором Центральной обзорной сессии "Институты развития на региональном уровне" стал руководитель Консультативной рабочей группы Комиссии при президенте Российской Федерации по модернизации Александр Аузан. В вводном выступлении, открывающем Форум, он отметил, что сегодня назрела необходимость готовить о повсеместном обновлении государственных институтов и создавать условия для успешного инвестирования в экономику не только центра, но и регионов.
Центральная обзорная сессии была целиком посвящена взаимодействию региональных и федеральных властей с точки зрения распределения полномочий для полноценного развития в регионах самостоятельных проектов и программ модернизации. Полномочный представитель Президента в Сибирском Федеральном округе Виктор Толоконский подчеркнул, что все эти процессы должны носить межрегиональный характер. Необходимо содействие властей информационному процессу на всех уровнях, чтобы "отработать подходы к формированию современных методов управления в регионах для достижения максимального возможного модернизационного эффекта".
Генеральный директор ОАО "Российская венчурная компания" Игорь Агамирзян обратил внимание участников форума на то, что региональные полномочия — чрезвычайно важная часть развития государства. По его словам, " они должны быть реализованы через привлечение финансового, социального и человеческого капитала, посредством здоровой конкуренции на местах. Именно в этой конкуренции рождается инвестиционный прорыв России". Таким образом, конкуренция приведет к наращиванию потенциала. Хотя на этом пути Российскую Федерацию ожидает масса проблем.
Например, заместитель Председателя Внешэкономбанка Сергей Васильев в своем выступлении посетовал, что чаще всего большая часть рабочих проектов останавливается по причине того, что в регионах их просто не могут квалифицированно подготовить и обеспечить. Соответственно, основной задачей государства и бизнеса в этой связи является создание кредитных возможностей на местах, ключевой проблемой чего является вопрос об источниках инвестирования. Внешэкономбанк в России работает в рамках докризисных идей — это помогает развитию процесса, но при этом чрезвычайно высоки валютные риски. Соответственно, актуальным становится использование в регионах бюджетных средств, которые должны работать с максимальной отдачей.
Со своей стороны, директор по инновационному развитию, член правления ОАО "РОСНАНО" Юрий Удальцов пояснил, что схема взаимоотношений государства с региональными проектами в первую очередь должна являться реалистичной. Прежде всего, необходимо определиться с приоритетами и искать не только возможность финансового содействия. Проблема регионов в этой связи более масштабна — проекты требуют площадок и потенциала, а проблема кадров в России с годами становится все острее. До привлечения финансов региональные власти должны озаботиться воспитанием собственных специалистов. Удальцов подчеркнул, что все модернизационные "институты должны соответствовать позиционированию региона". Отсутствие полноценных ресурсов, таким образом, становится проблемой федерального руководства, на котором лежит задача скорейшей реализации Стратегии "Инновационная Россия-2020".
Принципиальная разница в подходе к развитию является одним из основных аспектов выступления директора института региональной политики Булата Столярова. Он сообщил, что никакая максимально развитая линейка федеральных институтов не заменит активность региональных и муниципальных органов государственной власти. " А они на данный момент являются не субъектами, а объектами федерального воздействия…происходит обескровливание позиций регионов", — считает аналитик. Несправедливое распределение средств консолидированного бюджета страны (65% на 35%) в пользу центра необходимо пересмотреть, и направить не менее 15% средств на уровень регионального управления немедленно — только так можно концептуально переломить ситуацию в проблемных экономических субъектах страны. Иначе количество дотационных регионов будет и дальше расти.
Губернатор Кировской области Никита Белых добавил, что нужно уделять внимание не только технологической стороне процесса. По его словам, "модернизация в условиях патерналистского общества штука сложная. Можно получить не тот результат, который ожидаешь. Модернизация — это прежде всего процесс осознания обществом самих себя… Нужно избегать соблазна перевешивать на власть всех общественных проблем. Развитие — это вопрос не только федерального и регионального уровня, а каждого конкретного человека". Белых заявил, что самая главная часть модернизации общества — это сознание людей, так как "если мы будем сводить все в конкуренции кошельков, регионы всегда будут проигрывать". Главное в данном случае — "позволить обществу быть не менеджерами, а акционерами процесса".
Вопросы, заданные участникам первой части Форума, касались в основном межсекторного взаимодействия, депрессивных регионов, судьбы наукоградов как потенциальных центров развития общественных идей и государственно-частного партнерства на практике. Булат Столяров, отвечая на вопрос о дальнейшей судьбе объектов Универсиады в Казани, отдельно подчеркнул, что потенциал использования их в дальнейшем очень высок, чего нельзя с уверенностью сказать об инфраструктуре Сочи-2014. В каждом конкретном случае окончательное решение и дальнейшее управление процессом как раз будет лежать на региональных властях, способных сформировать ясную стратегию и планы по использованию данных объектов на месте, чтобы не становиться дотационным регионом навсегда. Васильев со своей стороны отметил хорошие перспективы новосибирского наукограда Кольцово.
Заместитель Министра экономического развития РФ Олег Фомичев сделал вывод, что оба подхода к деятельности и развитию региональных институтов модернизации имеют право на жизнь, так как федеральный центр не всегда имеет достаточных ресурсов для поддержки субъектов федерации. Вице-президент Фонда "Сколково" Станистав Наумов заявил, что необходимо развитие взаимовыгодных форм некоммерческого партнерства фонда и регионов, упомянув соглашение такого рода с Кировской областью. Также важным моментом, по мнению Виктора Толоконского, является более точное формулирование конкретных задач федерального и регионального центров, четкое определение полномочий каждого звена и построение современной системы управления, без противопоставления вектора развития.
Председатель наблюдательного совета АИЖК Илья Ломакин-Румянцев обратил внимание участников форума на то, что процесс ухода федеральных институтов в регионы уже начался и должен проходить с учетом накопленного опыта и человеческого потенциала. Задачей властей, таким образом, является создание максимального режима благоприятствования и снятие барьеров для дальнейшего процесса модернизационных изменений в экономике и обществе.
Эксперты много говорили о способах измерения инновационного потенциала регионов. Выступления по использованию в оценке положения экономики России носили характер дискуссии, так как многие агентства и независимые эксперты используют рейтинги и индексы разной степени достоверности. Сегодня на передний план выходит адекватность и правдоподобность статистически данных, представляемых регионами, заявила директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. Со временем будет жизненно необходима унификация подходов к оценкам инновационной привлекательности регионов, и для этого нужно заранее договориться об определениях и использовании инструментов для такого рода исследований.
В этом может помочь мировая практика подходов к формированию рейтинга, пояснил руководитель проектов Московского офиса BOOZ & Company Александр Жоров, вспомнивший американскую поговорку "Что будем измерять, то и получим в итоге". Важными факторами оценки сегодня являются инновационная привлекательность, инновационный климат и результаты инновационной деятельности региона. Этого должно быть достаточно для принятия решений по инвестированию средств в конкретном субъекте федерации, подытожил эксперт.
Научный руководитель Института национального проекта "Общественный договор" Виталий Тамбовцев, отвечая на вопросы зала, заострил внимание на том, что для развития инвестиционной активности в регионах необходим высокий уровень доверия между бизнесом и властями, отсутствие препятствий для инвестирования, наличие инфраструктуры, адекватные налоги на местах и надлежащий уровень подготовки кадров. По его словам, "рейтинги имеют смысл тогда, когда исполняют функцию дружеского аудита". В условиях недобросовестной конкуренции они бессмысленны. Исполнительный директор "Ассоциации инновационных регионов России" Иван Бортник подчеркнул, что любую "систему измерения надо иметь для целей управления", и именно для них, поэтому принятая недавно Стратегия-2020 может использоваться как инструмент для оценок и измерений всех процессов, происходящих в обществе. Всегда нужно учитывать региональную специфику, и делить показатели субъектов по группам регионов — только так можно сделать эти данные более-менее достоверными.
Управляющий директор московского офиса Merrill Lynch Андрей Арофикин добавил, что "с точки зрения оценки рейтинга региона более всего интересен показатель генерации нового бизнеса, регистрации новых предпринимателей". Только тогда можно будет говорить об инвестиционной привлекательности конкретного субъекта в РФ. В будущем, возможно, предприниматели получат венчурный капитал и повысят уровень взаимодействия с властями и банками, которые станут работать в условиях высоких рисков. Экономика страны будет идти в ногу с современными мировыми требованиями при наличии продуманных программ и стратегий.
В рамках Форума также прошли круглый стол "Наукоемкие технологии на службе строительной отрасти России", специализированная сессии "Развитие малой авиации в РФ", расширенное заседание Консультационного совета по иностранным инвестициям и экспертные дебаты "Что стоит за медициной будущего?". Основное внимание привлек к себе круглый стол, который был посвящен налаживанию диалога между представителями бизнеса и власти в области развития отечественного рынка инновационных строительных технологий, уменьшению барьеров для продвижения инноваций, стимулированию использования новых технологий в гражданском и промышленном строительстве, а также решению проблем ЖКХ и энергоэффективности в регионах.
В целом, III Форум регионов России решил основную свою задачу — собрал всех участников процесса модернизации за одним столом. Это мероприятие как площадка для встречи руководителей и предпринимателей из разных регионов России уже стало хорошей традицией в деловом и политическом сообществе. Точки зрения у участников собрания встречались прямо противоположные, но всех собравшихся объединяло стремление обозначить дальнейшие шаги по выполнению необходимых действий во благо обществу. Решения по модернизации экономики РФ должны воплощаться в настоящем, только тогда они станут залогом успешного будущего этого сложного процесса — процесса обновления России.