Одним из критериев успеха интернет-проекта заслуженно признан размер аудитории: число подписчиков, количество уникальных посещений или загрузок. Однако бывает так, что аудитория есть, а коммерческого толка нет. Примером такого парадокса выступает Twitter — крупнейшая платформа микроблогов, объединяющая более ста миллионов человек по всему миру.
В руки журналистов нью-йоркского таблоида Gawker попали крайне любопытные сведения о крупнейшем сервисе микроблогов Twitter. Несмотря на то, что стартап развивается уже добрых шесть лет, собрав за это время стомиллионную аудиторию, среди которой представители мировой политической и бизнес-элиты, а также звезды шоу-бизнеса, он до сих пор не принес своим инвесторам ни гроша прибыли. А ведь на становление и развитие Twitter Inc. за это время было потрачено ни много ни мало 760 миллионов долларов. Среди знаменитостей, любителей почирикать в онлайне, отметились кинозвезды Том Хэнкс и Стив Мартин, теледива Опра Уинфри, президенты США и России Барак Обама и Дмитрий Медведев, — и каждое из этих имен тянет на миллионы.
"В Twitter ежедневно появляется больше 250 миллионов записей. Это огромное количество информации, один из скорейших путей узнать, что происходит в мире", — бахвалится директор по развитию бизнеса компании Эйприл Андервуд. Очень возможно, что так оно и есть. Но записи, даже если их миллионы, на хлеб не намажешь.
Читайте также: Facebook втридорога не продадут
По данным издания, в 2010 году сеть заработала 28,5 миллионов долларов, при этом чистые убытки составили 67,8 миллионов. Ситуация не изменилась и в прошлом году. За первые четыре месяца выручка Twitter достигла 23,8 миллиона долларов, а чистый убыток — почти 26 миллионов. При этом 13,1 миллиона "зеленых" компания потратила на исследования и разработки, 5,4 миллиона ушли на продажи и маркетинг, а еще 12 миллионов долларов съел административный аппарат. Это и неудивительно, ведь в прошлом году компания удвоила штат, доведя количество сотрудников до девяти сотен человек. Тем не менее административные издержки — далеко не самая большая статья расходов. Наибольшая сумма — 18,7 миллионов долларов — красуется напротив загадочной графы "себестоимость".
Журналисты Gawker выяснили, что первые несколько лет сервис микроблогов развивался как бог на душу положит, более-менее вменяемый бизнес-план в компании появился только в 2009 году. Тогда же была сформулирована стратегическая цель выйти через год "в нуль", заработав на рекламе не менее 140 миллионов долларов. Цель эта оказалась настолько "стратегической", что совершенно недостижимой. На деле сервис не дотянул и до тридцати.
Читайте по теме: Репортеры ополчились на интернет
Непрозрачная структура расходов вкупе с мутной бизнес-стратегией позволили Gawker назвать Twitter величайшим пузырем в истории хай-тека. Так почему же в декабре прошлого года саудовский принц Эльвалид бен Талад инвестировал в компанию 300 миллионов долларов? А общая стоимость сети микроблогов теперь оценивается почти в 8,5 миллиардов?
Надо признать, что пока лишь авансом. Хотя разработчики проекта прилагают огромные усилия, чтоб наконец монетизировать свои сто миллионов активных аккаунтов. В конце прошлого года они внесли ряд изменений в функционал сети, которые позволили корпоративным пользователям создавать странички своих брендов с их логотипом. Со временем Twitter должен превратиться в крупную площадку электронной торговли. Недаром среди его основателей значится Джек Дорси, исполнительный директор системы мобильных платежей Square.
Yota: Абонент временно недоступен?
Не забывают владельцы сервиса и об изначальной природе своего детища. Для развития блоговых возможностей бизнеса на днях они приобрели платформу Posterous. Функционал этой блоговой площадки будет интегрирован в Twitter, что, в частности, позволит пользователям создавать подборки понравившихся записей. Также у них появятся новые возможности для создания закрытых групп. Все эти инновации, по мнению владельцев сети, позволят уже в этом году получить прибыль в размере порядка 260 миллионов долларов. Правда, их надежды уже не раз шли прахом.
Во всяком случае создатель авторитетного IT-блога SiliconBeat Крис О'Брайан уверен, что сама концепция Twitter такова, что из нее невозможно извлечь прибыль, несмотря на всю бешеную популярность площадки. Единственной реальной перспективой для стартапа он считает приобретение его каким-нибудь гигантом хай-тека, типа Google, Microsoft или Apple, в продуктовой линейке которых он может занять место нишевого сервиса. Зря что ли "яблочная" корпорация даже оптимизировала под него свою iOS?