В Европе и Японии рецессия, в США предвыборная неопределенность, везде тоска и уныние. Иногда просто хочется удрать туда, где нет никаких экономических проблем, на Тувалу, например, где пальмы и ласковый океан. Правда, там и экономика как таковая практически отсутствует. Зато в Австралии присутствуют и океан, и пальмы. А с экономикой все так же хорошо?
Пока в Северном полушарии бушевали финансово-экономические грозы, затерянная меж двух океанов Австралия только и делала что наращивала свой экономический потенциал, сумев за десять лет, с 1998 по 2008 год, удвоить ВВП и прочно прописаться среди мировых лидеров по уровню жизни. Одновременно опережающими темпами росла и стоимость национальной валюты - австралийский доллар также подорожал практически вдвое по отношению к своему американскому тезке.
Однако и ураганы разразившегося в 2008 году глобального финансового кризиса не слишком задели экономику шестого материка. Правительству пришлось пойти на незначительную девальвацию национальной валюты и ужесточить иммиграционное законодательство. Но в отличие от других экономически развитых стран, Австралии удалось избежать рецессии, показав двухпроцентный рост в 2009 году. Это тем более любопытно, поскольку другие страны так называемой англосаксонской экономической модели, прежде всего США и Великобритания, хлебнули в кризис горя с лихвой.
Читайте также: Тернистый путь чешской экономики
Основной причиной этого успеха стала тесная привязка сырьевой в своей основе экономики Австралийского Союза к главному локомотиву глобальной экономики - Китаю. Поднебесная исправно покупала австралийское металлы, стройматериалы и продукцию сельского хозяйства. Не отставала и вторая до недавнего времени экономика мира - Япония. Темпы развития бывшей британской колонии прекрасно доказывали, что в ресурсной ориентации экономики самой по себе нет ничего зазорного, если, конечно, в стране созданы условия для гармоничного распределения сырьевых доходов по всем секторам народно-хозяйственного комплекса. Недаром в 2011 году сразу четыре австралийских города, по версии журнала Economist, оказались в десятке наиболее комфортных для проживания городов мира, а Мельбурн ее возглавил.
Тем более нервно восприняли в Австралии новый прогноз по темпам развития китайской экономики. Премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао заявил на прошлой неделе, что в этом году ожидается замедление роста китайского ВВП до 7,5 процентов. Любая другая страна мира могла бы только мечтать о таких показателях, но полуторамиллиардной Поднебесной необходимо расти не менее чем на восемь процентов в год для обеспечения населения работой. На прежде непотопляемой китайской экономике наконец стали сказываться долговой кризис и сокращение спроса в Европе. И теперь перспективы глобального экономического локомотива настолько туманны, что в конце февраля президент Всемирного банка Роберт Зелик предрек Поднебесной "экономический крах", если ее власти не предпримут радикальных реформ. Было от чего запаниковать австралийцам. А тут еще и японская экономика снова ушла в рецессию, и британская газета The Sun тут же отметила угрозу для австралийского доллара.
Читайте по теме: Латинская Америка восстанет из пепла
Уже в конце прошлого года замедление китайской экономики начало сказываться на Австралии. В последнем квартале рост ВВП продемонстрировал вдвое худшие показатели, чем в начале года. Не помог даже серьезный рост горнодобывающего сектора, продукцию которого стало некому сбывать. Потери не прекратились и в новом году. Объемы жилищного строительства сократились на почти на четыре процента. В феврале продолжила расти безработица, достигнув 5,2 процента от числа занятых. И хотя по сравнению с удручающей ситуацией на европейском рынке труда эта цифра выглядит смешно, для австралийцев, привыкших к многолетнему сокращению безработицы и постоянной потребности в трудовых иммигрантах, это очень тревожные новости. Сокращения прокатились по банковскому сектору и промышленным предприятиям.
Австралийские экономисты вынуждены были констатировать зависимость национальной экономики от экспорта продукции горнодобывающей отрасли. Для нас же нынешние проблемы на далеком материке являются еще одним подтверждением того, что в условиях глобализированной экономики спрятаться от экономических бурь нельзя даже на просторах Тихого океана.