В российской столице стало на одну инновацию больше. В Москву пришла служба вызова такси GetTaxi. Пока она работает только Лондоне и Израиле, но мечтает покорить и наш рынок, отодвинув конкурентов. В чем заключается ее изюминка, и каковы перспективы GetTaxi в России, корреспондент Bigness расспросил основателя международного сервиса Шахара Вайсера.
— Итак, почему такси? Бизнес старый, конкуренция большая во всем мире?
— Каждый раз я не знаю, какой будет следующая новая компания. И такси оказалось такой вещью. Я никогда в жизни этим не занимался, и верю, что начинать бизнес надо именно так. Как все началось? Мой коллега, который приехал ко мне на интервью из Сиэтла в Сан-Франциско, отправился в аэропорт. Мы заказали такси и ждали полчаса. Он уже опаздывал, мы начали нервничать и не понимали, где наша машина. В то время я не понимал ни размер рынка, ни как мы будем на нем зарабатывать. Но мне очень хотелось создать услугу, от которой людям будет здорово.
И когда ты находишь эту жилку, когда ты попадаешь на что-то, что в хорошем смысле "подсаживает людей" потому что это принципиально лучше, то потом уже можно искать бизнес-модель. Если ты ее не находишь, это остается твоим хобби, если находишь — это становится бизнесом. Такси, как выяснилось потом, это огромный бизнес. Сегодня только в Европе 600 тысяч машин. В среднем за диспетчеризацию каждый водитель платит порядка пяти тысяч долларов. Перемножив эти цифры, получаем три миллиарда долларов ежегодно. Это легально, правильно, масштабируемо. Мы приходим на этот рынок и говорим: у нас есть лучше: услуга за полцены.
— И все же Россия — не Европа. Ей хочется быть Европой, но далеко не всегда получается. И рынок извоза у нас очень отличается от западного. Он очень хаотичный, он довольно давно развивается, но все еще находится в стадии становления. Одно дело, развивать такси в Израиле или Британии, и совсем другое — здесь. У нас ведь совсем другие правила.
— Я обожаю проблемы. Потому что проблема — это на самом деле всегда сумасшедшая возможность. Ты не хочешь прийти на рынок, где все Швейцария или Люксембург. Где все зелено, замечательно, чисто. И очень скучно. И все возможности уже реализованы. А когда ты приходишь сюда, ты видишь, что этот рынок сложный, безумно сложный. И он совершенно не работает. Здесь только 20 процентов легальных машин, то есть тех, которые можно заказывать, имеется качественная машина, вменяемый водитель и так далее. И в этом кроются большие возможности. И поэтому мне важно было запуститься в Лондоне и Израиле, где рынок находится совсем на другой точке. Он абсолютно развит. Там все с этим здорово. И если нам удалось там, на развитом рынке стать номером один, то здесь в России, где колоссальная потребность в качественном извозе, я думаю, у нас тоже все получится. Люди хотят выйти из метро, нажать одну кнопку и через пять минут уже ехать. Сейчас же идешь куда-то вечером, вызываешь такси и ждешь его час, или полтора. Или бизнесмен, он не будет ловить машину на улице, его секретарь должен заранее планировать за час, за два… Это безумие! И это отличная возможность для нас.
— Но почему именно Москва? А не Париж или Берлин?
— Любой новый рынок — это риск. Есть такое правило: контракт на миллион долларов и на сто миллионов долларов — это одно и то же усилие. Поэтому, когда ты приходишь на новый рынок, тебе будет так же тяжело. Это будет рынок Люксембурга, или это будет вся Россия. Напряжение будет то же — запуск, люди, наем, технологии и так далее. Поэтому хочется идти туда, где самый большой рынок. И Москва и Лондон — это два самых больших города.
— Как это все технически осуществляется? Загружается какое-то ПО на смартфон или как?
— Вся прелесть в том, что хотя это все технически сложно, для пользователя это все выглядит прозрачно и тривиально. Есть два решения. Для частного человека и для компаний. В первом случае вы бесплатно скачиваете приложение на свой смартфон — оно работает на iPhone, Blackberry, семействе Android - и все. Через минуту вы можете нажатием одной кнопки вызывать такси. Вы все видите на карте: машину, расстояние, время, данные водителя, его рейтинг. Он приезжает, вы садитесь в машину, в конце поездки можете расплатиться наличными или кредиткой и дать водителю рейтинг. Если он плохой, мы с этим водителем, наверное, расстанемся, сохраняя таким образом только лучших. Это одна история.
История номер два. У вас бизнес, или вы работаете в компании, и вам надоела вся эта история с такси. Есть куча бизнесов, когда идет постоянный людской трафик. И вы обращаетесь в GetTaxi. За две минуты мы делаем вашу личную веб-страничку, с вашим логотипом, адресом. И одной кнопкой — GetTaxi. Тут даже не нужно определять, где вы находитесь, все уже внесено. И вы можете нажимать эту кнопку сколько угодно, вы можете вызвать несколько машин и разделять их. Это тривиально просто с точки зрения пользования. И бесконечно сложно с точки зрения инфраструктуры. Мы развиваем бизнес как мобильную сеть, которой мы накрываем весь город.
— Вы официально только запустились. Но у вас же был технический период. Какие первые впечатления? С какими трудностями столкнулись?
— Ну, например, в Москве плохо работает Google. Мы пользуемся Google-картами, это эталон качества, но в Москве, к сожалению, это еще не так. В центре города хорошо, а чуть дальше уже начинаются проблемы. Поскольку мы полагаемся на них, то случаются довольно сильные погрешности, до нескольких домов. Для нашего бизнеса это много. Ведь наша цель — как можно быстрее дать вам машину, соединить с водителем, чтоб вы знали, где он, а он — где вы. Но в конечном счете все проблемы решаются. Мы обратились к гендиректору Google Russia Владимиру Долгову и встретили очень позитивный настрой с его стороны. Мы надеемся, что они станут нашим стратегическим партнером.
— Сколько у вас сейчас машин работает по Москве?
— Сейчас мы покрываем все в пределах Садового кольца. В течение двух месяцев мы хотим выйти на тысячу машин. По опыту Лондона и Израиля мы знаем, что для этого требуется около двух месяцев. За это время те парки, с которыми мы сейчас общаемся, должны пройти соответствующий тренинг, мы должны понять, кто хороший водитель, кто нет. Сейчас у нас достаточно машин, чтобы покрыть Садовое и мы постепенно будем расширять охват — Третье, МКАД и дальше. Мы вообще развиваемся по спирали обычно. За два месяца мы надеемся охватить весь город. Возможно, здесь нас ждет сюрприз, но чтоб охватить весь Лондон, понадобилось два месяца.
— Ну, а как же неофициальный извоз, пресловутые "бомбилы". Не боитесь конкуренции с их стороны? Ведь в Лондоне этого нет.
— Нет. Потому что это не наш сегмент. Мы же перпендикулярны этому рынку. Мы не имеем собственных машин, у нас нет цели покупать машины. Наоборот. Проблема любого "бомбилы", как и официального такси, это новые заказы. Приходит GetTaxi и помогает сгенерировать новый поток заказов.
— То есть вы медиатор?
— Мы помогаем существующим бизнесам развиваться. Чтобы у водителя было меньше порожнего хода и больше качественного заказа. И для нас важно работать с легальными такси, как индивидуальными, так и с парками. И с "бомбилами" мы не пересекаемся. Их ловят на улице, а мы ориентируемся на тех, кто хочет заказывать. Мы верим в качество. Сегодня в Москве от 60 до 70 тысяч таксистов. Из них легальных, которые прошли аккредитацию, имеют вменяемую машину, кондиционер и так далее — 15-20 тысяч. Все остальное — это "бомбилы". С одной стороы, да, мы общаемся с легальным сегментом, а с другой, GetTaxi открывает целую нишу для предпринимателей, которые могут теперь прийти и сами открыть свой автопарк. Ведь в любом автопарке основные расходы — это не водители, не машины. Это диспетчерский центр, call-центр и расходы на рекламу. И риски с этим связанные. А теперь ничего этого не надо. Ты покупаешь новый парк автомобилей, по лизингу, и диспетчеризацией занимается GetTaxi. Мы берем меньше, чем стоит внутренняя диспетчеризация, и при этом никаких рисков.
— За счет чего выигрывает ваш потенциальный клиент по сравнению с самостоятельным развитием диспетчерской службы?
— Во-первых, мы обеспечиваем более качественные заказы. Часто ведь бывает, что человек заказал, а потом куда-то ушел. Его приходится искать. Мы обеспечиваем постоянную связь и для клиента, и для водителя. У нас машину ждут минуту, две, три, пять. И потом мы на самом деле дешевле. Так то мы предоставляем уникальный шанс для новых предпринимателей. В России поделены многие рынки, а вот рынок такси пока еще свободен. "Бомбилы" — это временное решение. В итоге любой российский город придет к тому, что мы видим в других странах. Да, сложнее, дольше, но такси станет легальным. У нас в Москве есть 20 тысяч машин. А нужно 70 тысяч. Сейчас фактически рынка еще нет. Но он будет развиваться вот такими, правильными, парками. И для них мы — решение. Тут нет альтернативы. Либо самому строить, либо мы.
— Хорошо. Но если ваша модель заработает, то рано или поздно появятся подражатели, то есть конкуренты. Что вы можете им противопоставить?
— Вы знаете, у меня есть две новости про этот бизнес. Плохая состоит в том, что его безумно сложно построить. За этой легкостью для пользователя стоит огромная операция. А хорошая — в том, что его безумно сложно построить. Кто захочет конкурировать, должен обладать очень серьезным финансированием и готовностью бежать марафон. К тому же всегда вдвойне тяжело приходить на какой-то новый рынок вторым. Тем более на рынок услуг такого рода. Вторую аптеку можно открыть. А вот прийти вторым с горизонтальной услугой сложно.
— Говорите про финансирование. Сколько? И откуда?
— Все банально просто. Всю свою сознательную жизнь я строил Интернет- и хай-тек компании. Это бизнес безумно рискованный, поэтому немногие инвесторы играют на этом рынке. Но существуют инвестфонды, которые вкладываются в Интернет-компании. Это венчурные инвестиции с очень высоким риском вложений. Философия инновационного бизнеса такова, что "выстреливает" одна из пяти компаний, которая окупает все расходы. И, поскольку GetTaxi не первая моя компания, я с такими фондами очень хорошо знаком. И многие их них хотели поучаствовать. У нас даже было больше желающих, чем нужно.
— И как вы намерены "отбивать" вложения? Планируете выходить на фондовый рынок?
— У любой инновационной компании есть несколько путей. Либо это действительно публичный рынок, но это явно нескоро. Мы еще совсем свежие-юные. Через пять лет, это обычно тот период, когда компания принимает для себя решение: публичный рынок, если для этого есть условия, либо покупка стратегическим игроком. Вот два главные пути.
— И как у вас обстоят дела? В Европе вы уже окупились?
— Сейчас мы вкладываем огромные деньги в инфраструктуру. Все что мы вложили в прошлом году и в этом — это инвестиционные деньги. К сожалению, в России это мало используется. Здесь очень мало инновационных проектов, и под них мало привлекается финансирования. Ведь нет ничего лучше для страны, когда привлекаются инвестиции в инновационные проекты. Например, сейчас сюда пришла GetTaxi, которая на инвестиционные деньги выстраивает инфраструктуру и надеется их со временем "отбить".
— А вы не боитесь, того что происходит на улицах Москвы? Это же перманентный транспортный коллапс.
— Знаешь, мне нравится, когда коллапс. Ведь это тоже возможность. Если есть коллапс, есть о чем говорить. Приходишь и говоришь: "Давайте сделаем лучше". Ведь есть решение. Если те таксисты, которые сейчас крутятся и создают пробки, будут стоять и получать заказ, при той же базе станет меньше пробок. Ведь пробки создают не остальные двести-триста тысяч человек, которые едут на машинах на работу, а эти 60 тысяч, которые бомбят. Если мы их пересадим, сместится фокус. А ведь как будто ничего не поменяли. В этом и проявляется инновация. Изменения происходят не оттого, что ты их диктуешь, а оттого, что создаешь правильную инфраструктуру. Маленькое изменение, которое меняет все. И GetTaxi - одна из таких вещей. Мы можем сделать такси доступным за пять минут. Почему у нас только подача машины стоит 300-400 рублей? Ни в одной стране мира нет такого. И там они едут две-три минуты, а здесь приходится ждать очен долго. Потому что водители и клиенты не соединены. А GetTaxi может это сделать и уронить цену заказа. Люди смогут пользоваться такси больше. Так что я не вижу коллапс, я вижу возможность.
— И насколько сильно может она упасть?
— Я думаю, что цена заказа может упасть до 50 рублей. У нас цена заказа стоит очень гуманно для класса машин, которые мы присылаем. Это новые двухгодичные машины, западные, с кондиционером и так далее.
— Сколько?
— У нас 310 рублей подача и первые 20 минут. Потом — 10 рублей минута. Все очень понятно и прозрачно. Но я хочу когда будет больше машин, довести цену подачи до 50 рублей. Все возможно.
— А как складываются взаимоотношения с властями? Проблемы есть?
— Ты знаешь, я вижу искреннее желание, чтобы были инновации и инфраструктурные проекты. К сожалению, мало практических примеров. Но если что-то происходит, люди искренне радуются и хотят там быть. Посмотрите на Ё-мобиль. Какой-то "идиот" взялся и решил сам что-то делать. Не "пилить", а делать. И GetTaxi один из таких бизнесов. И я уверен, что если мы покажем позитивную отдачу, то встретим понимание у городской администрации. В Москве многое поменялось в лучшую сторону, пришли люди, которые ставят конкретные цели. И решение проблемы такси — одна из них. И мы же не берем у них ничего. Мы делаем то, что нужно стране. Мы привлекаем инвестиционные деньги, обеспечиваем рабочие места. И результат нашего сервиса — легализация такси. Тут и учет налогов, и решение проблемы пробок. И улучшение имиджа города стимул для туризма.