ЕврАзЭС отказалась предоставлять Минску очередной кредитный транш в 440 миллионов долларов, поскольку белорусские власти не спешат выполнять требования организации по стабилизации финансовой системы. В преддверии парламентских выборов в стране растут риски повторения прошлогоднего сценария. Но эксперты уверены, что деньги будут выделены. У основного донора ЕврАзЭС — России — иного выхода нет.
Некоторое улучшение макроэкономического положения Белоруссии после прошлогоднего валютного кризиса заметно приободрило тамошние власти. Александр Лукашенко снова начал бравировать перед согражданами заведомо невыполнимыми обещаниями.
"Что такое средняя зарплата в 500 долларов? Это совсем низкий уровень, который мы должны преодолеть. И это задача всех", — заявил на прошлой неделе Лукашенко. Учитывая, что сейчас средняя зарплата в республике вдвое меньше, а доминирующие позиции в экономике страны занимает госсектор, такие реляции минского усача грозят новым непосильным бременем для белорусского бюджета. Предыдущее повышение зарплаты до той самой полутысячи долларов, предпринятое перед президентскими выборами в декабре 2010 года, обернулось прошлогодней валютной катастрофой.
Но с Лукашенко как с гуся вода. Ведь всегда есть Россия, чтобы помочь братской республике. Но терпение Москвы, похоже, не беспредельно. И она притормозила выделение очередного транша на 440 миллионов долларов из обещанного Минску 880-миллионного кредита по линии антикризисного фонда ЕврАзЭС. Тем более, что Лукашенко пообещал продолжать господдержку своей молочной отрасли и после вступления страны в Таможенный союз с Россией и Казахстаном. Этот протекционизм уже вывел Белоруссию на пятое место в мире по экспорту молочных продуктов, львиная доля которых направляется на наш рынок.
Однако эксперты полагают, что угроза отказа в стол необходимом Минску кредите своего действия не возымеет.
Читайте также: Батьке захотелось нефтяной экзотики
"Москва то сближается, то отдаляется от Минска. Но все равно она пытается войти в наиболее существенные белорусские активы — "Белтрансгаз", нефтеперерабатывающие заводы, "Беларуськалий", Минский автозавод… Но дело даже не в этом. А в том, что Россия никогда не оставит Белоруссию за чертой стратегии евразийской интеграции. Так что все что мы видим — это работа с Лукашенко и попытки его воспитать. Так что этот кредит могут немного урезать, сократить, оттянуть его выделение. Белоруссию постоянно стараются удержать на грани, чтобы она не выскочила, не изменила свой вектор в сторону европейской интеграции", — отметил в беседе с корреспондентом Bigness эксперт Информационно-аналитического центра МГУ Александр Караваев.
Пока все рычаги для вразумления белорусского лидера не возымели должного эффекта. Усатый хитрец прекрасно понимает, насколько России необходима Белоруссия, как знает и то, что сместить его Москва не в силах.
"Лукашенко Москва будет терпеть до последнего. Ведь нет механизмов и рычагов, чтобы можно было из Кремля сменить Лукашенко на другого лидера. Даже в практически на сто процентов управляемых регионах типа Южной Осетии, Абхазии и Приднестровья очень трудно посадить на должность президента лидера в наибольшей степени отвечающего запросам Москвы. Это сделать крайне трудно. Так что Москва будет терпеть Лукашенко до тех пор, пока он не смениться благодаря внутренним процессам в самой Белоруссии", — констатировал Александр Караваев.
Что касается протекционистских мер Минска в отношении своих сельхозпроизводителей, то аналитик полагает, что это был легко спрогнозировать: они стали частью аванса Москвы за на развитие экономики соседнего государства, которое приняло участие в интеграционном объединении.
С ним солидарен заведующий отделом Белоруссии Института стран СНГ Александр Фадеев, который полагает, что ситуацию с отменой транша вообще не стоит драматизировать, потому что жесткого графика его выделения не существует, на это влияют самые разные факторы.
"График предоставления Белоруссии кредита на сумму 880 миллионов долларов — это вопрос технический. Высшее российское руководство никаких заявлений на этот счет не делало, принципиального отказа нет. Белоруссия выдерживает далеко не все финансовые параметры, на которых настаивает ЕврАзЭС, но в главном она сделала шаг — отпустила в свободное плавание национальную валюту. С другой стороны, это очевидно всем, Национальный банк Белоруссии не является автономным, он контролируется правительством республики. Это тоже не устраивает антикризисный фонд. Этим, видимо, и вызвана определенная задержка. Антикризисный фонд вряд ли ставит перед собой цель давить на Белоруссию, ставить ее в какие-то жесткие рамки", — предположил Александр Фадеев в интервью Bigness.
Тем не менее и он признал, что заявления Батьки о повышении зарплат до пятисот долларов даже при условии получения кредита от ЕврАзЭС, — это не более чем спекуляция.
"В сентябре парламентские выборы. Естественно, что какие-то социальные обязательства власти попытаются реализовать в том числе с повышением заработной платы. Насчет пятисот долларов это, конечно же, вряд ли. Во всяком случае, по заявлением руководителей Министерства финансов республики, более 360 они не планируют на этот год. Но и это было б неплохо, потому что сейчас реальная заработная плата колеблется от 220 до 280 долларов", — рассказал завотделом Белоруссии Института стран СНГ.
Как бы там ни было, а иного пути кроме спонсирования Батьки, у Москвы, похоже, нет. В случае его краха вероятность, что к власти в Минске придут пророссийски настроенные политики крайне невелик. Так что плутоватый усач Лукашенко — еще не худший из вариантов.