Детище Чарльза Мюррея "Coming Apart: The State of White America 1960-2010" ("Распад: Белые Штаты Америки") уже названо самой важной книгой страны. Даже те, кто не разделяет точку зрения Мюррея, могут узнать, что на самом деле беспокоит американских консерваторов. Хотя сам автор при этом и не думал делиться с читателями бедами "партии слонов".
Тем не менее, в книге затронуты все четыре основные темы, которыми оперируют республиканцы в ходе своей кампании: культурный разрыв между ценностями элиты и ценностями простых обывателей; связь между религией и семейными ценностями; "исключительность" США; опасность превращения Америки в европейское государство всеобщего благосостояния.
Начинает Мюррей с сокрушений по поводу изоляции нового высшего класса, который он определяет, как пять процентов взрослого населения страны, добившегося немалых успехов. Они работают на руководящих должностях и могут похвастаться не только состоянием, но и исключительным умом: Америка изрядно поднаторела в отправке своих лучших сынов в одни и те же элитные учебные заведения. "Альма матер" дает ученикам не только престижное образование, но и необходимые для дальнейшего развития успешного бизнеса связи, а заодно и пару для создания семьи.
Читайте также: Походи, налетай, покупай Афганистан!
Эта новая элита выделяется не только своими манерами и внешним видом - они и селятся отдельно ото всех, например, на юге Манхэттена, где доля образованных людей выросла с 16 процентов в 1960 году до 60 процентов к 2000 году. Элитные районы отличаются более "белым" составом жителей, преступления там - редкость, а семьи более крепкие, чем где бы то ни было еще. При этом баловни судьбы не обязательно исповедуют либерализм: приличная часть элиты в 2004 году голосовала за республиканцев. Однако с простым народом их это не сближает ни на миллиметр: элита вне пределов досягаемости.
В XIX веке Алексис де Токвиль, известный французский мыслитель, историк и политический деятель, удивлялся, что американские богачи не обосабливают себя от остальных своих сограждан, не столь удачливых. Теперь же удивительным показалось бы их общение с представителями низших классов. Да, они действительно работают на благо Америки, говорит Мюррей, вот только Америка у них своя. Они не смотрят супер-популярное шоу Опры, да и вообще телевизор не любят. Их выбор - солидные издания The Economist, New York Times, Wall Street Journal, ну или, на крайний случай, New Yorker или Rolling Stone. Они посещают рестораны, но в демократичных "едальнях" их не увидишь. За вином или пивом они ходят в специализированные бутики, но употребляют алкоголь в весьма умеренных количествах, а сигареты практически никогда не курят.
Читайте по теме: Арктический холод канадской дружбы
Обыватели либо отзываются об американской элите с детской обидой, либо призывают покончить с неравенством - как в случае с акцией Occupy Wall Street. Мюррей же не имеет ничего против соседства с представителями высшего класса. Он просто хочет, чтобы этот класс больше знал о своей стране и заботился о ней. А вместо передачи по наследству своих состояний учил бы детей настоящим ценностям.
Инструкции нужны, прежде всего, антиподу элиты - новому низшему классу, пятой части белого населения Америки (Мюррей умышленно сбрасывает со счетов афроамериканцев и латиноамериканцев, упрощая условия задачки - прим. ред.). Именно этому звену посвящена следующая глава его книги. Новый низший класс, по словам Мюррея, сейчас пребывает в агонии распада. Слишком много его представителей не работают, слишком много женщин воспитывают детей одни, без мужа, а религиозное воспитание находится на уровне ниже низшего. Единение общин исчезло, а ведь семья, работа, которой ты гордишься, религиозность и чувство локтя - это, по Мюррею, "материал жизни". Убери все это - и ты своими руками закроешь себе двери к счастью.
Великая депрессия: Пособие по выживанию
Что до "ислючительности" американцев, то этот государственный проект перестал себя оправдывать. Доля американцев, живущих без чувства национального самосознания и персонального достоинства, все растет. Мюррей предрекает американскому обществу повторение европейских ошибок, когда вину за разрушенные семьи и сломанные судьбы люди предпочитают возлагать исключительно на государство, предлагая решать их проблемы чиновникам. Тактика, может, и удобная, однако заведомо провальная: высший класс скорее предпочтет платить более высокие налоги, откупаясь от социальных проблем, чем принимать участие в жизни сограждан, которых он все равно никогда не поймет.
Как разрешить это противоречие? Мюррей не изобретает колесо и не призывает к "великому гражданскому пробуждению". Все намного проще: низшему классу, говорит он, нужно официально регистрировать свои отношения, усиленно работать, получать качественное образование и воплощать в жизнь принципы добрососедства. Полноценную жизнь можно вести при любом уровне дохода. осталось донести это до низшего класса. Ну а высшему можно посоветовать оставить в гараже свои Mercedes Benz и сходить в "МакДональдс".