В этом году введут в эксплуатацию вторую очередь трубопровода ВСТО, что окончательно зафиксирует переориентацию части российских нефтяных потоков на Восток. Отечественные энергоносители с нетерпением ждут в странах АТР, особенно в Китае. Но легким партнером он не будет — китайцы уже вынудили "Транснефть" снизить стоимость барреля нефти на 1,5 доллара.
Китайцы в очередной раз доказали, что добиваются своего не мытьем, так катаньем. Год назад началась прокачка нефти по трубопроводу "Восточная Сибирь — Тихий океан". Как это обычно бывает, вначале ничто не предвещало проблем: "Роснефть" и "Транснефть", занявшие у китайцев добрые 25 миллиардов долларов на постройку этого самого трубопровода и обеспечение его сырьем, добросовестно и в намеченные сроки приступили к выполнению контракта, рассчитанного на 20 лет, до 2030 года. Учитывая бурное развитие китайской экономики, проблем с объемами закупок не предвиделось. Но уже через несколько месяцев начались проблемы с объемами платежей.
Китайцы неожиданно сообразили, что цена на прокачку поступающей к ним по ВСТО нефти никак не отличается от стоимости транспортировки черного золота до конечной точки трубопровода — специализированного нефтепортового терминала в Козьмино, в Приморском крае. Между тем, развилка на Поднебесную находится в Амурской области, в Сковородино, то есть более чем за две тысячи километров от океана. Точнее, будет находиться, поскольку пока что в Сковородино ВСТО и заканчивается. До ввода в строй второй очереди трубопровода, который намечен на третий квартал текущего года, нефть до Козьмино отправляют по железной дороге. И получается, что эти перевозки оплачивают, в том числе, и китайцы.
Читайте также: Новый поворот каспийской нефти
"Дочке" китайской национальной компании CNPC, которая выкупает нефть из ВСТО, это открытие жутко не понравилось, и она потребовала скидку. "Транснефть", монопольный оператор трубы, заявила, что тариф один для всех и менять его под чьи-то конкретные запросы она не намерена. Китайцы сделали ход конем и в конце марта снизили сумму платежа на 12 долларов за каждый полученный баррель. Они решили, раз им не предоставляют скидку, они рассчитают ее сами.
Реакция на это самоуправство последовала далеко не сразу. Как-никак и поставщик, и транспортер связаны с покупателем серьезными долговыми обязательствами — начался многомесячный торг. Сначала китайцы снизили размер скидки до девяти долларов, затем и вовсе до трех. Исходя из этой новой цены, в июле они компенсировали 195 из набежавших к тому времени 255 миллионов долларов задолженности. Однако тут уж россияне пошли на принцип "все или ничего" и пригрозили разорвать 20-летний контракт, досрочно погасив многомиллиардные китайские кредиты.
"Зарубежнефть": Сливать нельзя сливаться
Несмотря на то, что это заявление больше походило на блеф, до ввода в строй второй очереди ВСТО иного способа компенсировать дикие затраты на строительство трубы, кроме как гнать нефть китайцам, у наших монополистов фактически нет. Те, видимо, поверили. Или сделали вид, что поверили. Поэтому в октябре куратор отечественного ТЭКа, вице-премьер Игорь Сечин, заявил, что проблема решена и образовавшаяся задолженность будет погашена в ближайшее время.
Но, судя по всему, это была лишь первая часть марлезонского балета. На прошлой неделе совет директоров транспортной монополии рассматривал вопрос об изменениях условий сделки с китайскими контрагентами. После этого заседания стало ясно, что компания готова снизить цену на 1,5 доллара за баррель. Примечательно, что "Роснефть" согласилась на эти условия еще в начале года. Таким образом, компромисс будет достигнут, что позволит сохранить лицо обеим сторонам. Россиянам хорошая мина обойдется в 165 миллионов долларов ежегодно. Но репутация надежного поставщика, видимо, того стоит. Да и деваться некуда: в трубопровод вложены бешеные деньги, и они должны окупаться, а кроме китайцев продавать нефть пока некому.
Нефть: Нелегальные сливы на пользу?
Этот маленький нефтяной конфуз продемонстрировал одну простую истину: на глобальном рынке российским монополиям, привыкшим диктовать ценовую политику внутри страны, придется играть по чужим правилам. Потому что там их монопольное положение не действует. Более того, в этой ситуации монополистом фактически оказалась "дочка" CNPC.
Ведь Россия зависит от трубы не меньше, чем потребители ее энергоресурсов. И даже введение в строй второй очереди ВСТО ситуацию не слишком исправит. Да, российскую нефть ждут не только в Поднебесной, в ней заинтересованы многие страны АТР. Только вот их объемы потребления не идут ни в какое сравнение с китайскими. Так что терминал в Козьмино, конечно, несколько ослабит зависимость от китайских закупок. Но на нет, разумеется, не сведет.