Сегодня итальянцы открывают свой бизнес не только в традиционных областях - таких, как мода и кухня, - но и в сфере высоких технологий. Огромное количество предприятий Италии, которые работают в России, сумели сделать европейский "сапожок" вторым по объему сделок торговым партнером нашей страны после Германии. И не собираются никуда уходить.
"Италия традиционно занимает сильные позиции в России еще с 1960 года, когда сюда впервые пришел Fiat, - говорит глава торгово-экономического отдела посольства Италии в России Леонардо Бенчини. - С тех пор мы не покидали Россию, присутствуя практически в каждой из областей экономики".
Слова Бенчини - не традиционная дежурная речь: тот же Fiat участвовал в создании "АвтоВАЗа", а "Лада" по дизайну очень похожа на одного из представителей семейства Fiat. Город Тольятти, в свою очередь, получил свое имя в честь итальянского коммуниста Пальмиро Толятти после его смерти в 1964 году.
Наряду с Fiat успеха в Советском Союзе добились множество итальянских предприятий, так что неудивительно, что Итальянская торговая палата является одной из старейших в своем роде в России - ей исполнилось уже 47 лет. А товарооборот между двумя странами в 2010 году достиг, по данным таможенной службы России, отметки в 37,3 миллиарда долларов: Италия продала нам своих товаров и услуг на 10 миллиардов, а мы поставили европейским коллегам всякого добра на 27,3 миллиарда - в основном, газа, энергоносителей и полезных ископаемых.
Читайте также: Кудрин видит Европу насквозь
Большая часть поставляемых в Россию товаров, по словам Бенчини, относится к категории "трех F": это еда, модные аксессуары и мебель (food, fashion, furniture). "Русские любят итальянский образ жизни", - отмечает дипломат. И тут он тоже прав: каждый года в "Крокус-Сити" проходит выставка итальянской мебели, а в центре столицы успешно работают бутики Dolce & Gabbana, Armani и Salvatore Ferragamo.
Усиленнее же всего Италия сейчас сотрудничает с Россией в сфере энергетики. Два итальянских энергетических гиганта, Enel и Eni, вкладывают в свои предприятия в России огромные деньги. Enel, второй по величине оператор электроэнергии в Европе, имеет контрольный пакет акций в электроэнергетической компаний ОГК-5, ставшей одной из первых, кто привлек частные инвестиции. Не так давно представители Enel заявили, что будут вкладывать в ОГК-5 по 1,4 миллиарда долларов ежегодно. "Экономика России продолжит расти, а рынок выглядит многообещающим. Вот почему Enel усиливает свою стратегию", - говорится в заявлении компании.
В планах Enel также числится совместное с ЕЭС строительство Балтийской атомной электростанции в Калининградской области. Соответствующее соглашение было подписано в апреле 2010 года тогдашним итальянским премьером Сильвио Берлускони и Владимиром Путиным. "Всеми своими действиями мы демонстрируем, что Россия является стратегическим рынком для нашей компании, - поясняет Энрико Виале, отвечающий за российское направление Enel. - Мы заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве и наращивании своего присутствия здесь. Мы также готовы поделиться своими знаниями и опытом, чтобы помочь повысить эффективность использования энергии в России".
Читайте по теме: Сингапур - мечта малого предпринимателя
Что до Eni, то эта компания заключила стратегическое соглашение с "Газпромом" - российский газовый гигант будет поставлять Eni газ вплоть до 2035 года, что делает итальянское предприятие самым важным клиентом "Газпрома". Eni также является партнером России по "Южному потоку" и работает в сотрудничестве с "Газпромом" и в других странах.
Свои знания итальянские специалисты уже показали и РЖД - компания Alstom поставила в Россию четыре скоростных поезда Pendolino, которые будут курсировать между Санкт-Петербургом и Хельсинки. Итальянский банк UniCredit вот уже двадцать лет работает в нашей стране, а ведущая банковская группа Италии Intesa San Paolo заключила с "Внешэкономбанком" рамочное соглашение о поддержке малого и среднего бизнеса. Да и Fiat не сошел с дистанции - компания вынашивает планы по строительству завода мощностью 300 тысяч автомобилей в год.
Для российских регионов итальянское присутствие также не в новинку: у Perfetti Van Melle имеется завод в Новгороде по производству жевательной резинки и конфет, Ferrero вложила 200 миллионов евро в завод под Владимиром. У производителя молочных продуктов Parmalat Group - по заводу в Белгороде и Екатеринбурге, а также логистический центр в Подольске.
Ранее мы писали: World of Industry - иллюстрация перспектив
Ведущий производитель керамической плитки Marazzi владеет сразу двумя региональными базами: в Орловской области производится керамика, в подмосковном Малино - фарфор. А в Кировской области успешно работает завод компании-производителя бытовой техники Candy. "Мы можем сотрудничать с Россией, - заключает Бенчини. - Вы хотите добиться прогресса, а у нас есть ноу-хау".