Малайзийский Национальный совет по исламу издал фетву, поставившую торговлю валютой вне мусульманских канонов. Речь идет о частных лицах. Банки и специализированные обменники по-прежнему могут спокойно заниматься своим бизнесом. Основной удар примет на себя мировой рынок Forex, который вынуждены будут покинуть исповедующие ислам малайзийцы.
Слово "валютчик" у большинства наших сограждан, прошедших жесткую школу лихих девяностых наверняка вызовет в памяти образ сумрачного настороженно-торопливого субъекта, вечно толкущегося где-то поблизости от валютного обменника в готовности обменять ваши рубли на доллары или дойчмарки и наоборот по несколько повышенному относительно банковского курсу. Граждане постарше припомнят, что в советскую пору подобное занятие каралось пролетарским законом куда как сурово - вплоть до расстрела. Малайзийские трейдеры, занимавшиеся операциями с валютой за мониторами своих компьютеров, вряд ли выглядят столь же брутально, да неизвестно, грозит ли им столь же суровое наказание в случае нарушения фетвы, однако о налаженном бизнесе придется позабыть.
Для того, чтобы понять, что сподвигло Национальный совет по исламу Малайзии поставить вне закона высокотехнологичный обмен валют, стоит попытаться понять такое явление, как исламская экономика. Как утверждают мусульманские богословы и экономисты, она в корне отличается от любой другой экономической системы тем, что базируется на Божественном начале и является неотъемлемой частью религии. Мусульмане верят, что все, чем им довелось распоряжаться, принадлежит не столько им, сколько, в первую очередь - Всевышнему. Следовательно, умелое распоряжение доставшимися человеку тем или иным образом материальными ценностями является ничем иным, как служением Богу, что составляет цель и смысл жизни не только в исламе, но и в других религиях.
Читайте также: Итальянский бизнес отдыхает в России
Такой подход, однако, налагает на мусульманских бизнесменов весьма жесткие ограничения. Так, в частности, им запрещено извлекать прибыль из торговли спиртным, табаком и прочими товарами и услугами, осуждаемыми Кораном. Подпадает под эти запреты и ростовщичество - буквальное "делание денег из денег" - в любом виде, будь то ссудный процент, фьючерсные и любые спекулятивные сделки.
Как объясняет председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль, "главная забота - не допустить игр со временем, и не допустить закладывание времени, особенно будущего, еще не прожитого времени, в пользу каких-то спекулянтов сегодня". Кроме того, ислам налагает равную ответственность на обоих участников сделки - то есть, теоретически каждый из них должен получать столько же, сколько отдает, что в случае чисто финансовых операций определить не так просто.
Читайте по теме: Сингапур - мечта малого предпринимателя
Именно тотальный запрет на спекуляцию финансами стал причиной того, что во время финансового кризиса 2008 года, когда западные банки лопались один за другим, надутые ничем не обеспеченными деривативами, исламские финансовые организации стояли нерушимо, словно утес в штормовом прибое. Это вызвало неуемный восторг ряда западных экономистов, призвавших немедленно внедрить правила исламского банкинга в мировую экономику, носящую по преимуществу протестантский англо-саксонский характер.
Однако ряд исламских ученых-экономистов полагает, что нет никакой особой исламской экономики, но есть лишь, по выражению политолога и экономиста Тимура Курана, "механизм для достижения нескольких целей: свести к минимуму отношения с не-мусульманами, укрепить коллективное чувство мусульманской идентичности, использовать специфические особенности ислама в новых сферах человеческой активности и, наконец, проводить модернизацию с применением западной технологии, но без навязывания ее, и с учетом специфики Востока".
Более того, Куран, занимающий пост профессора экономики и политологии в Duke University, прямо указывает, что принципы исламской экономики были "плодом умственных усилий исламистского интеллектуала - Абул-Ала Маудуди" и первоначально продвигались в Индии в сороковых годах прошлого века. Конечно, про интернет тогда не слышали, однако валютные операции были вполне развиты - отчего же Малайзийскому Национальному совету по исламу понадобилось семьдесят лет, чтобы заметить их несоответствие принципам ислама?
Ранее мы писали: Кто посеет Дальний Восток, тот его и пожнет
Поясняя позицию Совета его глава Абдул Шукор Хусин ссылается на запрет спекуляции исламом и добавляет, что, в частности, в случае торговли валютой через интернет трудно точно определить, какой результат получит каждая из сторон процесса. Однако есть и другая сторона этого вопроса: в 1997 году страны Юго-Восточной Азии стали мишенью валютных спекулянтов, в первую очередь орудовавших на Forex. Результат был печальным - в тот раз ринггит (национальная валюта Малайзии) рухнул на двадцать процентов. Трудно сказать, стала ли нынешняя фетва запоздалой местью, или власти страны пытаются подстраховаться на будущее, однако отделаться от ощущения взаимосвязи этих двух событий весьма сложно.