Минобороны при выполнении гособоронзаказа в прошлом году нанесло ущерб экономике страны на сумму более миллиарда рублей. Отсутствие на балансе ВС атомных лодок и морских ракет, а также демонстративная критика отечественных оружейников из уст чиновников ведомства, грозят отстранением министерства от непосредственного контроля за выполнением заказов.
Очередной срыв выполнения гособоронзаказа привел к тому, что в войска в 2011 году так и не попали три морские ракеты "Булава-30", атомные лодки "Юрий Долгорукий" и "Александр Невский" проекта 955 "Борей", атомная лодка "Северодвинск" проекта 885 "Ясень", а также ракетные комплексы "Искандер-М" и четыре космических аппарата. Зафиксирован также целый ряд других нарушений.
А заместитель министра обороны Александр Сухоруков, заявил, что за срыв заказа должны отвечать оборонные предприятия, которые, по его словам, не смогли обеспечить "прозрачность ценообразования на сложные образцы техники" и предлагали армии технику и оружие низкого качества. Видимо, в непрозрачном тумане ценообразования и откатов следует искать основные причины усиливающегося противостояния между Минобороны и ОПК.
Недавно очередным резким заявлением отметился начальник Генштаба Николай Макаров. Высокопоставленный военный шокировал журналистов информацией о том, что на данный момент сухопутные войска не устраивает ни один предлагаемый образец, будь то стрелковое оружие или бронетехника. И в ближайшие пять лет армия закупать отечественную технику не намерена.
Судя по объемам российского военного экспорта, в том числе сухопутной техники, зарубежные покупатели со мнением Макарова не согласны. Резко отреагировал и курирующий ВПК вице-премьер Дмитрий Рогозин, который написал в Twitter, что "Начальник Генштаба - не единственный, кто принимает решения о закупках вооружений и военной техники".
Читайте также: Подайте белорусской армии!
Затем в СМИ появилась информация о том, что правительство задумалось о том, чтобы к лету вывести федеральную службу "Рособоронзаказ" из подчинения Министерства обороны и передать функцию госзаказа на правительственный уровень. Работу будет координировать военно-промышленная комиссия при правительстве, а функции госзаказчика на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы планируется разделить между несколькими ведомствами промышленного блока, сообщают "Известия".
Однако вскоре последовало опровержение со стороны. Оказывается, решение будет принимать новый президент страны, который, собственно, назначит нового главу правительства, а уже тот и станет раздумывать, на кого повесить ответственность за исполнение гособоронзаказа.
Ситуация и в самом деле выглядит неоднозначной. С одной стороны, кому как ни оборонному ведомству знать, что конкретно и какого качества необходимо войскам. Однако критика со стороны военных чиновников давно отдает патологией. Регулярные PR-атаки Минобороны на продукцию отечественного ОПК уже вызывают непонимание на внешних рынках и отпугивают зарубежных покупателей.
Примеров в различных категориях критикуемой сухопутной техники можно привести немало. Взять известный бронеавтомобиль "Тигр", в котором Минобороны узрело слабый уровень защиты бойцов. А вот представители производителя "Тигра" утверждают, что военные изначально заказали автомобили с третьей степенью защиты, а после этого заявили о необходимости закупки явно устаревших итальянских джипов "Ивеко" именно по причине лучшей защищенности зарубежной машины.
Читайте по теме: Беспилотный прорыв отечественного ВПК
Уже весной 2011 года производитель показал отечественный бронеавтомобиль с защитой класса 6А, превосходящей показатель зарубежного аналога, однако Минобороны этого как-будто не заметило.
Зато арабский мир российский "Тигр" вполне устраивает. После того, как у тамошней компании BJG оказались три подопытных образца, в Иордании быстро состряпали аналог бронеавтомобиля - машину Nimr в количестве 500 штук. А затем компания подписала с индийской Vectra Group контракт о создании совместого производства этих автомобилей.
Что еще интереснее, "Тигры" с пятой степенью защиты закупаются и эксплуатируются МВД, которое ведет перманентные боевые действия на Кавказе. А в Интернете имеется видео сравнительного испытания ходовых качеств "Ивеко" и "Тигра", после которого вопрос о закупке итальянских машинок должен был отпасть в принципе. "Ивеко" через пару десятков метров после старта позорно застревает в снегу. Причем тесты на подрыв итальянца Минобороны проводить не стало, доверившись сомнительной немецкой экспертизе.
В прошлом году военное ведомство отказалось закупать танки Т-90 и бронетранспортеры БТР-90. Эти машины не являются принципиально новыми, а стоят дороже зарубежных аналогов, считают в Минобороны. И если модернизация Т-72 по всей видимости обходится дешевле, чем закупка новых Т-90 при сопоставимых итоговых боевых возможностях, то БТР-90 якобы забраковали из-за отсутствия у машины кормового выхода для десанта. Но если это действительно так, возникает вопрос кто, как и с кем согласовывает технические задания по тем или иным образцам.
Кстати, после очередной порции критики военного руководства перспективы БТР-90 на экспорт резко ухудшились - и это на сжимающемся международном рынке. По оценке ЦАМТО, в 2011-2014 годах долевой объем продаж бронетехники в общем объеме мирового экспорта вооружения и военной техники снизится на 4,6 процента.
ВПК: Сирийский рынок не отдадим
В 2010 году критика БМП-3 со стороны тогдашнего замминистра Владимира Поповкина привела к срыву контракта на поставки 420 машин в Грецию. Контракт оценивался в полтора миллиарда долларов.
Таким образом, воистину детские разборки Минобороны и ОПК слишком дорого обходятся государству. И жесткая критика образцов отечественной техники если и допустима, то явно не в публичном пространстве. Об этом, кстати, заявил в Совете Федерации вице-премьер Дмитрий Рогозин: "Все дискуссии по этому поводу (качеству отечественного вооружения) должны вестись исключительно в рамках профессионального цеха".
Уже давно назрела необходимость назначить между двумя конфликтующими группировками своеобразного арбитра, который будет заинтересован в жестком контроле финансовых потоков, четком определении параметров заказа и контроле необходимых свойств конечной продукции.
Стремление Минобороны массово перейти на закупку иностранной техники, которое следует из логики заявлений чиновников этого ведомства, иначе как антигосударственным не назовешь. Действительно имеются направления, по которым отечественный ОПК отстает от зарубежных конкурентов, однако отказ в госзаказах только консервирует эту ситуацию. Необходимость же закупки мелких партий в первую очередь для создания отечественных аналогов, никем и не отрицается.
Не следует забывать и о том, что, например, одна из лучших танкостроительных школ осталась на Украине, которая в прошлом году продала оружия более чем на миллиард долларов. Причем новый украинский танк Т84У "Оплот" выиграл в Таиланде конкурс и у критикуемых отечественным Минобороны Т-90 и у нахваливаемого немецкого "Леопарда". Таиланд закупил 49 украинских танков и 121 БТР-3Е1, которые ранее уже приобретались тайской армией. Усиление сотрудничества в этой сфере между военными предприятиями двух стран положительно сказалось бы на качестве собственно российской бронетехники за счет увеличения конкуренции, а скоординированные действия на внешних рынках также принесли бы выгоды обеим сторонам.