Минэнерго и Федеральная антимонопольная служба пришли к выводу, что потребление угля в стране падает по причине конкуренции со стороны газовиков, и единственный способ переломить тенденцию - повысить цены на голубое товливо. И вряд ли такой подход встретит понимание потребителей. Тем более, что угольщикам еще нужно развивать экспортные мощности.
При этом добыча угля в стране растет. В прошлом году угля в России было добыто 334,75 миллиона тонн, что на 4,3 процента больше, чем в 2010. Сектор монополизирован: уголь продают более 120 компаний, однако половина добычи приходится всего на две - СУЭК и "Кузбассразрезуголь". Третий по объемам производитель занимает только 5 процентов в общих объемах добычи в стране.
При этом объемы поставок отечественным потребителям заметно упали. В общей сложности - на 2,3 миллиона тонн, или 1,4 процента. Помимо повышения цен на газ, ФАС и Минэнерго предлагают и другие способы снизить цены на уголь. Например, можно попытаться убрать посредников и заключать прямые договоры с угольщиками с обязательной регистрацией контрактов на бирже, отмечают "Известия".
По сравнению с газом уголь неудобен, экологически грязен и дорог. Электростанции настроены на определенные марки топлива из конкретного месторождения. Чтобы сменить на потребление другой, необходимо менять и перенастраивать оборудование теплоэлектростанции, зато у газа таких проблем попросту не существует.
Читайте также: Шахтерский бум идет по всей планете
Чтобы сжигать уголь с минимальным загрязнением, а также без ущерба для здоровья людей и экологии, необходимы значительные дополнительные вложения. Зато российский уголь востребован за рубежом, и развитие экспорта пока является наиболее перспективным для экстенсивного развития российской угольной отрасли.
Соседние Китай и Япония суммарно импортируют почти 370 миллионов тонн угля в год. Уголь в заметных объемах также закупают Южная Корея, Тайвань и Индия. Ажиотаж настолько велик, что на пути к перспективным рынкам забывается об экологии.
Недавно в СМИ появились кадры акватории порта в Находке, которая оказалась покрыта слоем угольной пыли. Местная транспортная прокуратура возбудила дела об административных правонарушениях в отношении юридических лиц, осуществляющих перевалку угля в порту Находка.
По данным Минэнерго, экспорт российского угля за 2011 год увеличился сразу на 8,5 процентов и составил 104,65 миллиона тонн. Основная часть сейчас поставляется в Азиатско-Тихоокеанский регион. Перевалка угля в морских портах России выросла на 14 процентов - до 78,3 миллионов тонн, а через терминалы Тихоокеанского бассейна экспорт вырос на 21,4 процента - до 41,92 миллиона тонн, через порты Финского залива на 18 процентов - до 13,9 миллиона тонн и через северные порты на 10,3 процента - до 11,94 миллиона тонн.
Читайте по теме: Украина поддала газку
Все это происходит на фоне снижения объемов перевалки груза через черноморские порты, что позволило нарастить долю дальневосточного направления в экспорте угля до 55 процентов. В то же время, увеличение объема поставок через этот регион сдерживается недостаточной пропускной способностью железных дорог. У компаний и правительства также есть планы по наращиванию портовых мощностей.
В частности, правительство рассматривает возможности по строительству на Дальнем Востоке угольного терминала мощностью 20 миллионов тонн в год в районе Ванино, Находки-Восточной или Посьет.
Ванинский балкерный терминал (бухта Мучке, Хабаровский край) уже развивает "Сибирская угольная энергетическая компания", где объем перевалки вырос на 26,6 процента. В цепочке задействовано и готовящийся к приватизации "Совкомфлот", с которым заключен десятилетний контракт на использование сухогрузов ледового класса типа Panamax.
Evraz Group инвестирует в расширение мощностей "Находкинского морского торгового порта", через который вывезли угля на 27,8 процента больше, чем в 2010 году. А новый причал увеличит объем экспорта угля вдвое - до 5 миллионов тонн к 2013 году.
Компания "Мечел" владеет терминалом в порту Посьет. Здесь планируется осуществить модернизацию существующего перегрузочного комплекса с целью доведения грузооборота до 7 миллионов тонн в год. Компания также лелеет планы строительства нового терминала в бухте Мучка у Ванино расчетной мощностью в 25 миллионов тонн в год.
Ранее мы писали: ОПЕК спасет мир от дефолта?
Кроме того, дальневосточными портовыми активами и их развитием интересуются группы UCLH, Global Ports и "Сумма". Пока сдерживающим фактором является пропускная способность железной дороги. Открытие Кузнецовского туннеля на Байкало-Амурской магистрали может увеличить поток по направлению к Ванино и Советской Гавани до 25 миллионов тонн в год.
За строительство тоннеля отвечают "Российские железные дороги", стоимость проекта составляет 59,5 миллиардов рублей, часть которых предоставит Инвестиционный фонд, а часть - железнодорожная монополия. Тоннель планируется открыть в 2013 году.