Рейтинг стоимости бензина в европейских странах человеку неискушенному может показаться вывернутым наизнанку. Как объяснить, что нефтедобывающая Норвегия - лидер по дороговизне топлива, а Белоруссия, где нефть искали, но не нашли, напротив, удерживает цены на низком уровне? Однако при ближайшем рассмотрении оказывается - никакого парадокса тут нет.
Недавно опубликованный рейтинг стоимости бензина в различных странах убедительно свидетельствует: российские цены на бензин, вопреки заверениям некоторых эмоциональных автомобилистов, вовсе не являются самыми высокими в мире - даже если брать только нефтедобывающие страны. Лидером рейтинга, как ни странно, уже давно стала Норвегия, где стоимость аналога 95 бензина составила 74 рубля за литр в пересчете на российские рубли. Зато первое место на другом конце рейтинга заняла Белоруссия, где нефти отродясь не бывало, зато литр 95 стоит 23,5 российских рубля. Это тем более удивительно, что Казахстан, прежде занимавший почетное последнее место в этом списке, переместился на две позиции вверх (30,4 рубля за литр), несмотря на собственную добычу и переработку нефти.
Разгадка этого парадокса кроется в том, что топливо - это политический товар. В примечаниях к рейтингу напоминают: стоимость бензина в различных странах зависит не только от наличия собственных месторождений нефти и перерабатывающих предприятий, но и от уровня налоговой нагрузки, наличием или отсутствием госрегулирования. Последние два фактора как раз и объясняют шокирующие данные на разных концах бензинового рейтинга. В социально озабоченной Норвегии акцизы и налоги съедают больше половины стоимости литра бензина - зато эта страна может позволить себе современные дороги и множество тоннелей в горных массивах, коих тут достаточно.
Читайте также: "Газпром" раздадут россиянам?
Сейчас опыт Норвегии в наполнении бюджета бензиновыми деньгами активно осваивают европейские страны-неудачницы - второе место в верху рейтинга занимает Италия (69,7 рубля), третье - Греция (68,5 рублей). Однако вряд ли жителям этих стран светят какие-то блага за счет возросших акцизов: вероятнее всего, дополнительные сборы отправятся прямиком в карманы транснациональных кредиторов. Вдвойне обидно должно быть грекам и итальянцам оттого, что сейчас им приходится оплачивать не только собственную глупость, но и принуждение Тегерана к демократии, придуманное за океаном и одобренное в Берлине и Париже. Эмбарго на поставки иранской нефти, еще не вступив в силу, уже толкает стоимость горючего вверх.
Между тем в самих США со стоимостью бензина все более чем хорошо - она была и остается намного дешевле, чем где-либо в Европе. Несмотря на то, что страна в значительной степени зависит от импорта горючего, американцы отважно настаивают на эмбарго поставок нефти из тех стран, которые кажутся им недостаточно цивилизованными, не пугаясь возможного роста цен на топливо. Секрет такой смелости кроется не только в надежде на то, что всегда найдутся замещающие поставщики, но и в других хитростях ценообразования на бензиновом рынке США. Во-первых, здесь низкий уровень госрегулирования и не очень большие акцизы (всего около 15 процентов от цены, тогда как в России - 55-65 процентов). Во-вторых, высокий спрос на горючее с одной стороны и высокий уровень передела (позволяющий получать больше топлива из одной тонны нефти) порождают ценовую конкуренцию между производителями.
Читайте по теме: Россиян опять "бьют", чтоб чужие боялись
А вот Белоруссия, которая не может похвастаться ни нефтедобычей, ни высокотехнологичными перерабатывающими производствами, не разменивается на такие мелочи, как продуманная акцизная политика. Когда в начале лета стоимость бензина в течении двух недель подскочила аж на 50 процентов в два приема, президент Лукашенко просто скомандовал: "Цены, стой! Назад шагом марш!" - и стало по слову его. Вот только экономика таких чудес не принимает, и рост стоимости бензина продолжился, приняв ползучий характер. В итоге Белоруссия лидирует как страна с самыми высокими темпами роста цен на горючее.
А что же мы? Ряд экспертов считает, что в России нет продуманной государственной политики ценообразования на горючее. Наша власть действует по принципу "что горит, то и тушим". В итоге под разговоры о необходимости снижения стоимости бензина для оживления экономики правительство одобряет повышение акцизов, напрямую влияющие на удорожание топлива. Нынешний год исключением не станет - по мнению заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анатолия Голомолзина, динамика роста стоимости бензина вполне может опередить инфляцию. Запас роста есть: при средней цене в 28,4 рубля за литр, Россия занимает предпоследнее место в рейтинге.
Ранее мы писали: Мазут дорожает, американцы трепещут