Пока развитые страны с бешеной скоростью печатают деньги, дабы унять долговой кризис, инвесторы все чаще смотрят на Восток - загнивающий капитализм уже не по нраву. А на фоне санкций в отношении Ирана положение Запада выглядит совсем удручающим. Тегеран готовится ввергнуть мировую экономику в глубокий кризис, и пока ему ничто не мешает это сделать.
Потребители энергоресурсов со священным трепетом ожидают, воплотит ли Иран в жизнь свои угрозы перекрыть Ормузский пролив в ответ на экономические санкции Запада. Ведь если сие произойдет, усилия и достижения стран, борющихся с финансовым кризисом, можно отправить прямиком в мусорное ведро. На сегодняшний день Тегеран обладает неоспоримым преимуществом в исламском мире - самой сильной экономикой. А это значит, что если Соединенные Штаты со всеми своими долгами и проблемами продолжают держаться на плаву, то Иран уж тем более сможет продержаться несколько месяцев. И даже их будет достаточно для того, чтобы ввергнуть мировую экономику в глубокую депрессию.
Проблема многих западных государств в том, что они продолжают считать исламскую республику дремучей страной с дикими порядками, которая существует благодаря сырьевой игле. Однако усилия тамошних властей по диверсификации экономики уже принесли свои плоды. Иран смог не только обогнать Турцию по объему ВВП, но и сумел развить ракетно-космическую промышленность, машиностроение, атомную энергетику, а также далеко продвинулся в нанотехнологиях, без которых в ненешнем миру никуда. Неудивительно, что именно Тегеран в конце концов и стал самой "горячей точкой" на Ближнем Востоке, поскольку теперь он все чаще и чаще способен влиять на мировые процессы.
Читайте также: Тегеран загнал Европу в угол
Еще недавно перекрытие Ормузского пролива казалось такой же фантазией, как и падение ливийской Джамахирии. Поэтому неудивительно, что Соединенные Штаты на скорую руку состряпали резолюцию, объявив Иран империей зла. А тем временем империя действительно очень зла, поскольку все ее попытки вытащить арабский мир из дремучего Средневековья и доказать, что исламские государства наряду с западными могут вершить мировую экономику, наталкиваются на стену непонимания. И, разумеется, не столько потому, что на Западе живут люди небольшого ума. Наоборот: суметь раздуть такой огромный финансовый пузырь, превратив ничем не обеспеченные доллары в резервную валюту мира, - это надо иметь мозг побольше, чем у беличьей обезьянки.
Впрочем, иранцы тоже не лыком шиты. Они прекрасно понимают, чем грозит перекрытие Ормузского пролива. Благодаря кризисам, цена на марку нефти WTI подскакивает до небес, а темпы роста экономики стран "Большой семерки" стремительно падают. Посему очевидно, что вмешательство во внутренние дела Ирана под прикрытием благородных мотивов, интересно исключительно Вашингтону. Европа же, которая пусть и храбрится, заявляя, что она будет покупать нефть у Саудовской Аравии, это тоже осознает - ей придется тяжелее всех. Саудовцы смогут обеспечить повышение добычи лишь на два миллиона баррелей в сутки, и то, есть опасения, что в таких экстремальных условиях качество углеводородов будет весьма далеко от идеала. И это только одна сторона медали.
Читайте по теме: Суданская западня для Вашингтона
Вторая являет нам неприглядные последствия падения спроса на энергоносители в развитых странах: все достижения по борьбе с долговым кризисом можно выкинуть в мусорное ведро. Италия и Испания, которые только-только добились понижения ставок рефинансирования, будут погребены под амбициями Брюсселя утереть нос Тегерану. Зато развивающиеся страны хоть и ощутят на себе давление инфляции, однако если не присоединятся к эмбарго в отношении Ирана, смогут выйти из трудного положения с наименьшими потерями. Неудивительно, что в объединенной Европе царит раскол: страны, зависящие от иранской нефти, усиленно противятся тому, чтобы узреть "иранскую проблему". Нелишним будет напомнить, что большую часть своих углеводородов Тегеран все же экспортирует не в Европу, а в Китай (20 процентов), Японию (18) и Индию (16). Пока ни одна из этих стран не считает эмбарго оправданным шагом со стороны Старого Света.
И сейчас вся ситуация напоминает игру в "гляделки". Вопрос только в том, кто дрогнет первым. И здесь не стоит забывать не только о тех, кто может сжить спокойно, даже если Ормузский канал вычерпают до последней капли, но и те, кто пользуется артерией для экспорта собственного сырья. Поэтому Оман и Катар, которые сейчас активно поддакивают Западу в вопросе Сирии, тайно надеются, что в случае военного конфликта между США и Ираном, Вашингтон вспомнит о руке помощи, протянутой ему Лигой арабских государств.
Ранее мы писали: Ирану не страшно нефтяное эмбарго
Только насколько нужным будет ответный жест Соединенных Штатов, когда покупательская способность американских потребителей снизится, а геополитическая нестабильность заставит инвесторов сломя голову бежать из региона?