Мухаммад Юнус - самый знаменитый гражданин Бангладеш. Отчасти, что в 2006 году он получил Нобелевскую премию мира. Отчасти, что в 1983 году основал Grameen Bank, который специализируется на выдаче мелких кредитов сельским жителям, самой малообеспеченной части населения. Спустя 30 лет Grameen Bank - признанная глобальная модель микрофинансирования.
На одном банке Юнус не остановился - он основал 48 фирм в самых разных секторах, от текстильного производства до выпуска мобильных телефонов. Однако правительству, судя по всему, активность предпринимателя не по душе: Юнусу решили перекрыть кислород.
В мае 2011 года власти вынудили Мухаммада уйти с поста главы Grameen Bank, мотивировав это тем, что для работы в правительственном банке он не подходит по возрасту - на тот момент Юнус готовился отметить 71-й день рождения. Большей частью Grameen Bank владеют его же заемщики, однако своя доля есть и у государства. По словам Юнуса, придирки к его возрасту стали лишь формальным поводом для захвата власти: теперь правительство требует больше контроля и над другими компаниями сети Grameen, активы которой оцениваются примерно в 1,6 миллиарда долларов.
Читайте также: Индеец обскакал богача Бразилии
Не исключено, что реальная сумма намного выше - некоторые компании сети основаны в партнерстве с крупными зарубежными игроками. Grameenphone, крупнейший телекоммуникационный проект Бангладеш, созданный в компании с норвежской Telenor, поставляет услуг на миллиард долларов в год. Grameen Danone Foods, производитель йогурта, и Grameen-Veolia, поставщик чистой питьевой воды, работают вместе с французскими компаниями. BASF Grameen, производитель москитных сеток, и Grameen Intel, создающая программное обеспечение для бедных фермеров, также имеют иностранных покровителей.
В обоснование законности своих требований власти говорят, что-де Grameen Bank полностью или частично владеет вышеуказанными компаниями, а значит, и правительство имеет в них свою долю. Представители Юнуса, в свою очередь, отмечают, что предприятия сети Grameen не имеют между собой никаких юридических связей.
Читайте по теме: Социалистическая Куба растит бизнесменов
Такую горькую пилюлю властям сложно проглотить со спокойным лицом. Сейчас чиновники рьяно ищут доказательства того, что сетью Grameen действительно владеет Юнус. Попутно правительство призывает империю Grameen объединиться и стать единым целым. Цели более чем прозрачны: полную корзину с яйцами унести проще, чем выискивать эти самые яйца по одному.
Бангладешские бизнесмены пребывают в тихом ужасе: если уж и Нобелевская премия не защищает от столь наглых попыток властей экспроприировать детище ее обладателя, то чего уж говорить об остальных предпринимателях, не отмеченных знаками международного признания? С гарантиями права собственности можно попрощаться, сокрушаются бизнесмены.
Ранее мы писали: Зарабатывает тот, кто первым смеется
Зарубежные партнеры Grameen пока хранят молчание относительно сложившейся ситуации. Пресс-секретарь Telenor Group ограничился кратким и весьма общим замечанием: компания, мол, ожидает, что ее партнерские отношения с Grameen Telecom будут продолжаться и дальше, в интересах Grameenphone и на основе профессионализма и открытости. А Эрик Лесюэра из Veolia надеется, что новое руководство Grameen Bank будет уважать планы и стратегии развития, разработанные профессором Юнусом.
Доля иностранных партнеров в совместных предприятиях сети Grameen часто превышает 50 процентов: Telenor владеет 56 процентами Grameenphone, Veolia в прошлом году увеличила свою долю в Grameen-Veolia до 70 процентов, а BASF владеет 99,5 процента совместного предприятия. Окажется ли правительство Бангладеш настолько алчным, чтобы попытаться отжать долю иностранных компаний? Время покажет.