Стремление отечественной власти к социальной справедливости не может не подкупать. Немудрено, что премьер-министр Владимир Путин решил ковать железо пока горячо. Выступая на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей, кандидат в президенты предложил бизнесу окончательно закрыть тему нечестной приватизации "лихих девяностых".
Тема пересмотра итогов залоговых аукционов, посредством которых за бесценок распродавалась госсобственность в "лихие девяностые", является коньком самых разных политических сил — в основном оппозиционного характера. Но на прошлой неделе премьер-министр Владимир Путин доказал, что эта тема не чужда и действующей власти. Приняв участие в XIX съезде Российского союза промышленников и предпринимателей, он ошарашил бизнесменов предложением компенсировать государству и обществу ущерб, нанесенный бесконтрольной приватизацией.
"Нам эту страницу тоже надо перевернуть. Я и с Григорием Явлинским говорил на этот счет. Здесь он прав, я с ним согласен. Надо нам завершить этот период. Разные варианты предлагаются, надо с обществом, конечно, обсуждать, с экспертным сообществом, но так, чтобы действительно общество приняло эти варианты закрытия проблемы 90-х годов — нечестной, прямо скажем, приватизации, всяких там аукционов. Это должен быть либо разовый взнос, либо еще что-то такое, но вместе с вами нам нужно над этим подумать. То, что нам нужно сделать, так это обеспечить общественную легитимность самого института частной собственности", — цитирует главу правительства интернет-газета "Взгляд".
Читайте также: Премьер взвалил экономику на плечи
Тем не менее, предложение главы правительства задело за живое того, кто стоял у истоков приватизации в тех самых девяностых, — Анатолия Чубайса. Руководитель "Роснано" был одним из инициаторов пресловутых залоговых аукционов, и он считает, что слова премьер-министра не стоит воспринимать всерьез.
"В большинстве стран бывшего соцлагеря, которые прошли через преобразования от государственной к частной собственности, периодически возникает вопрос о справедливости приватизации и компенсации со стороны бизнеса за приобретенную собственность. Однако мне неизвестны случаи легитимного решения этой проблемы. Убежден, что и в России сделать это невозможно", — прокомментировал в своем блоге премьерское предложение Анатолий Чубайс.
С создателем ваучеров солидарен директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики Сергей Алексашенко.
"Если у политика в голове засела мысль, что приватизация "нечестная", я не думаю, что какой-то разовый взнос "или что-то еще" решат эту проблему. Можно сегодня взять "небольшой взнос", пройдет год, скажут: "Что-то приватизация была нечестной. Вы маловато заплатили, давайте еще раз заплатите." Поэтому, мне кажется, это очень опасный подход. По крайней мере, в том виде, в каком мы его услышали. Может, если они будут "думать", и когда выборы пройдут, и голова будет другим занята, там какая-то конкретика более понятная появится. Пока мне эта идея не слишком нравится", — выразил свое отношение к премьерской инициативе Сергей Алексашенко в беседе с корреспондентом Bigness.
Читайте по теме: В Приднестровье приехал ревизор
Помимо прочего, чтобы заставить бенефициаров той "дикой" приватизации раскошелиться, сейчас просто нет правовых механизмов.
"Насколько я знаю, были попытки оспорить результаты приватизации, но практически ни одна из них не увенчалась успехом, потому что в том законодательном поле, которое существовало на момент приватизации, основная масса приватизационных сделок была осуществлена законно", — подчеркнул эксперт ГУ-ВШЭ.
Между тем успешные попытки такого рода дополнительных "репараций" с деловых кругов известны. Так, лейбористское правительство Тони Блэра ввело в 1997 году единовременный налог на "принесенную ветром удачу" — Windfall tax. Им обложили бизнесменов, нажившихся на распродаже госимущества по бросовым ценам, которую в 80-е годы предпринял консервативный кабинет Маргарет Тэтчер. Это принесло британской казне более пяти миллиардов фунтов. С одной стороны, в условиях глобального финансового кризиса и стремительно пустеющего Резервного фонда дополнительные барыши ничуть не помешают. С другой же, есть ли гарантии, что в случае обратного выкупа акций народного IPO, злоупотреблений станет гораздо меньше?
Ранее мы писали: Индустриализация покоряет "город невест"