"Хотите Приднестровье? Забирайте его, но только вместе с долгами". Эта изящная формула Кремля надолго стала одной из гарантий существования непризнанной республики. Разумеется, Румынии и Молдавии, чьи амбиции гораздо больше их собственных возможностей, просто не осилить почти три миллиарда долларов. Именно столько сегодня стоит суверенитет Тирасполя.
К настоящему времени в Приднестровье не осталось ни одного негазифицированного населенного пункта. Газопроводы были проведены даже в самые глухие сёла на севере маленькой республики, куда в виду сложности почти горного рельефа не рисковали тянуть трубы и в благополучные советские времена.
И прежнее приднестровское руководство даже в период охлаждения отношений с Россией, уверенно следовало программе тотальной газификации. "Газпром" перед носом Игоря Смирнова размахивал газовыми векселями, а тот продолжал упрямо прокладывать трубопроводы. При этом Москва удерживала рычаги влияния на Тирасполь, который "на людях" всегда вел себя подчеркнуто лояльно.
Одним из первых публичных заявлений недавно вступившего в должность премьер-министра Приднестровья Петра Степанова стало откровение о необходимости признать газовый долг. Кстати, именно Петр Степанов во время президентства Игоря Смирнова сначала руководил приднестровской газотранспортной организацией "Тираспольтрансгаз-Приднестровье", а затем пять лет возглавлял министерство промышленности Приднестровья.
Сейчас газ Приднестровью официально продается по 400 долларов за тысячу кубометров, безо всяких союзнических скидок. В середине января действующий президент подписал распоряжение о том, что цена на газ для бытовых потребителей не повышается до 0,96 приднестровских рубля за кубометр, как предполагалось, а остается на прошлогоднем уровне в 0,82 рубля за кубометр. Для сравнения, у "Газпрома" кубометр покупается по 4,36 рубля.
Читайте также: В Приднестровье приехал ревизор
Однако говорить о том, что "Газпром" дарит газ приднестровцам за счет россиян, было бы неправильным. В отношении работающих в республике предприятий действуют иные тарифы. Они также не дотягивают до той цены, по которой газ покупается на границе. Но основные потребители "голубого топлива" в Приднестровье — российские предприятия, принадлежащие крупнейшим отечественным финансово-промышленным группам.
В их числе Молдавская Государственная районная электростанция" (ГРЭС). Поражает "райончик", который снабжала Молдавская ГРЭС в советские времена. На всю Молдавскую ССР приходилась лишь малая толика электроэнергии, вырабатывавшейся на станции. Большая же ее часть шла на экспорт в страны-партнеры Советского Союза по СЭВ — Румынию и Болгарию. Кроме того, МГРЭС вкупе с Южноукраинской АЭС обеспечивала электроэнергией и соседнюю Одесскую область, которая в несколько раз больше нынешнего Приднестровья. Мощность станции в 2520 мегаватт это делать позволяла.
Но МГРЭС — это не единственная электростанция в бывшей Советской Молдавии. Есть еще Дубоссарская ГЭС. На сегодняшний день она — один из немногих стратегических объектов, оставшихся в государственной собственности в Приднестровье.
Молдавия: Старый друг лучше новых двух
Некогда Молдавская ГРЭС работала на мазуте, но в постсоветские времена была переведена на газ. История с ее приватизацией остается не до конца ясной. Вначале станцию за бросовую цену купила никому не известная швейцарская компания, руководимая выходцем с постсоветского пространства. А в конечном итоге Молдавская ГРЭС стала собственностью группы "Интер РАО ЕЭС". И что интересно, в обмен на станцию российская сторона предполагала списание газового долга. Но Приднестровье от этой сделки отказалось.
Список российских потребителей, как самого газа, так и вырабатываемой за счёт его сжигания электроэнергии на территории Приднестровья достаточно велик. Кроме ежедневно поедающей в несметных количествах газ Молдавской ГРЭС, в российской собственности находится крупнейший потребитель газа и электроэнергии Молдавский металлургический завод в городе Рыбница (группа "Металлоинвест" Алишера Усманова), завод Молдавкабель (российская группа компаний "Севкабель"), к слову, поставляющий кабельную продукцию тому же РАО ЕЭС и "Газпрому". Имеется еще и целый ряд иных предприятий, в том числе интегрированных в российскую оборонку.
Кстати, немало льготников на газпромовское топливо имеется среди предприятий, находящихся в собственности фирмы "Шериф". Чего стоит крупнейшее в Восточной Европе текстильное предприятие "Тиротекс" или же завод изоляционных материалов "Молдавизолит".
К тому же местные критики монополии неустанно указывают на то, что все годы своего существования она недоплачивает огромные суммы в бюджет. По официальным же данным компания является одним из крупных налоговых плательщиков. Однако в последние годы бюджет пополняли, в том числе и путем наращивания долга перед "Газпромом": плата потребителей за газ шла не в Россию, а раздавалась в зарплатах и пенсиях местному населению. А население несло эти деньги "Шерифу".
Ранее мы писали: Молдавия строит винные Нью-Васюки
В начале февраля Тирасполь посетила делегация представителей ОАО "Газпром" во главе с заместителем председателя правления монополии Валерием Голубевым. СМИ и пресс-службы оказались крайне лаконичны, сообщив, что стороны обсудили перспективы дальнейшего сотрудничества. "Время не стоит на месте. Возникают новые задачи и нам необходимо своевременно их решать", — подчеркнул Голубев.
Новые задачи действительно возникают. Украина в рамках снижения зависимости от поставок российского заявила о намерении построить в Одесской области LNG-терминал (прием сжиженного природного газа) и тем самым выйти на спотовый рынок. Свою заинтересованность в проекте выразил и Кишинев.
Непонятно также, как будет урегулирована ситуация с газовым долгом. Покрыть его долю Тирасполь теоретически мог бы за счет продажи активов. Однако часть из них уже напрямую принадлежит России, а другая сосредоточена в холдинге "Шериф", конечные бенефициары которого официально не раскрываются. К тому же с этим холдингом связаны практически все ключевые политические фигуры республики.