"Мы должны пересмотреть точку зрения о глобальном доминировании американской науки и технологии", - это "богохульственное" заявление сделал Субра Суреш, директор Национального научного фонда США. На днях NSF выпустил доклад об инвестициях в науку, авторы которого предупреждают: Америка стремительно уступает свои позиции азиатам - особенно Китаю.
Десять крупнейших экономик Азиатского региона тратят на исследования и разработки в совокупности около 400 миллиардов долларов в год - столько же, сколько и США, и на четверть больше, чем Европа, у которой на эти цели уходит 300 миллиардов долларов. Впереди Азии всей - Япония и Китай: инвестиции Поднебесной в науку ежегодно растут больше, чем на четверть. Это, как небезосновательно отмечают авторы доклада, "тревожная тенденция".
Эксперты издания The Economist, в свою очередь, замечают, что простой подсчет денег вовсе не является адекватным способом оценить научные успехи той или иной страны. Расходы на исследования - это совсем не то же самое, что конечный продукт. В конце концов, приличное количество умных штук, разработанных в более чем хорошо обрудованных японских корпоративных лабораториях, оказались совершенно бесполезными.
Читайте также: БРИКС сокращают, Россия уезжает?
Инновации - это, в первую очередь, свежие идеи, которые при грамотном подходе способны приносить прибыль. Консалтинговая компания Booz&Co выяснила, что организации, скупящиеся на финансирование разработок, не могут похвастаться гениальными инновационными решениями. А вот те, кто не жалеет на научную составляющую денег, в плане озарений стоят на голову выше своих прижимистых коллег.
Что касается непосредственно США, то американский вклад в общемировой научный "пирог" с каждым годом становится все менее и менее весомым. За десять лет - с 1999 по 2009 год - доля США в расходах на разработки и исследования снизилась с 38 до 31 процента, тогда как доля Азии за тот же период выросла с 24 до 35 процентов.
Одна из причин, по которой Азия начала так щедро тратиться на науку, заключается в том, что за те же десять лет США вложили в эту сферу в общей сложности 7,5 миллиарда долларов. Поставив себе цель "догнать и перегнать", да к тому же имея совершенно определенную планку, азиатский дракон начал наращивать темпы и в результате сегодня вышел на первое место по объему инвестиций в науку.
Читайте по теме: Кто посеет Дальний Восток, тот его и пожнет
В то же время американские компании получили доступ к сотням свежих умов - расширяя поле своей деятельности, корпорации осваивают новые территории и открывают представительства в других странах. Так, General Electric недавно объявила о намерении инвестировать 500 миллионов долларов в свои исследовательские подразделения, базирующиеся в Китае.
Продукты, разработанные Штатами для развивающихся рынков или созданные самими этими рынками, сейчас определяют путь и развитых стран. Так, один из продуков корпорации Coca Cola - Minute Maid Pulpy - был впервые представлен на китайском рынке пять лет назад, а сегодня это уже многомиллионный мировой бренд: объемы продаж напитка во всем мире превышают миллиард долларов. А услуга Text4Baby по рассылке советов врачей беременным женщинам, появилась благодаря американской компании Voxiva, работавшей в Перу и Руанде - именно Voxiva предоставила проекту свою платформу и взяла на себя обеспечение рассылки SMS. Может, иностранные инновации и угрожают американским фирмам, но вместе с тем они и помогают им стать более конкурентоспособными.
Ранее мы писали: Китай обыграл ВТО всухую