Премьер-министр России Владимир Путин не исключает, что приватизация "Газпрома" в будущем - не фантазия. Эксперты же полагают, что это заявление свидетельствует о желании власти продемонстрировать готовность к либеральным преобразованиям. Однако рассчитывать на передачу контроля над компанией частникам не приходится, ибо экономика еще не дозрела.
На встрече с политологами, которая была посвящена перспективам развития страны и ситуации в ней перед выборами, кандидат в президенты напомнил, что "когда-то почти чуть-чуть полностью не приватизировали "Газпром". И ваш покорный слуга вернул контроль государства над "Газпромом". Считаю, что правильно сделал. Это отдельная дискуссия, тоже мы перейдем когда-нибудь к тому, чтобы "Газпром" работал в другом режиме. И надо, наверное, будет это сделать. Только надо чтобы экономика созрела".
Встреча запомнилась не только этим заявлением. Премьер также выступил против полной приватизации нефтегазового сектора и национализации банков. По его мнению, не нужно принудительно снижать цены на топливо, так как в этом случае будет невыгодно производить бензин. Но заявление по газовому гиганту стало наиболее знаковым.
Напомним, в1992 году "Газпром" стал акционерным обществом, где 100 процентов акций принадлежало государству. С 1993 по 1995 год акции компании обменивались на приватизационные ваучеры. По окончании приватизации у государства было лишь 41 процент компании, еще 15 процентов было у сотрудников самого "Газпрома". Соответственно, акционерами газовой компании стали 1,3 миллиона россиян. В 2005 году дальнейшие планы по приватизации прервал Владимир Путин, который распорядился вернуть государству контроль над компанией.
На сегодняшний день государству принадлежит 50 процентов плюс одна акция "Газпрома". 7 процентов акций компании принадлежит структурам самой монополии, еще 43 процента - в свободном обращении. Сейчас газовый гигант является одной из самых дорогих компаний России, ее капитализация составляет 141 миллиард долларов, подчеркивает Rb.ru.
Заявление Владимира Владимировича застало врасплох аналитиков. Еще прошлым летом властями исключалась возможность приватизации "Газпрома" в ближайшем будущем. Помощник президента Аркадий Дворкович тогда высказал мнение, что это было бы нецелесообразно, так как в деятельности компании есть "большая инфраструктурная составляющая". Сейчас же большинство экспертов сошлись на том, что вряд ли этот шаг будет воплощен в реальности в ближайшие годы.
Аналитик ТКБ Капитал Александр Ковалев пояснил, что "заявления о потенциальной приватизации 25 процентов "Газпрома" не следует воспринимать слишком серьезно. Это выглядит, как желание премьера завоевать расположение части протестующего среднего класса, поскольку "Газпром" в определенном смысле является символом неэффективности управления госкомпаниями. В этом смысле оно напоминает поручение главе ВТБ подготовить выкуп акций у участников народного IPO. В реальности же, судя по скорости, с которой реализуется существующая программа приватизации, до "Газпрома" очередь дойдет нескоро".
Эксперт департамента аналитики и риск-менеджмента UFS Investment Company Илья Балакирев подчеркнул, что упоминание приватизации "Газпрома" в существующем контексте стоит расценивать больше как PR-ход. По его словам, "явных предпосылок для приватизации монополии мы не видим - государство владеет 50 процентами акций компании - и приватизация будет означать потерю контроля со стороны государства, что грозит акционерным конфликтом и может ослабить политические рычаги "Газпрома" на внешних рынках".
Илья Балакирев добавил, что в текущих условиях разговоры о возможной приватизации выглядят, как минимум, странно, учитывая "подвешенность" всей приватизационной программы, где уже и так много "тяжеловесов" - Сбербанк, ВТБ, "Роснефть". Размещение "Газпрома" может стать крупнейшим в истории, если на рынок будет выведено 25 процентов компании (наиболее вероятная доля, если приватизация будет предпринята) - сейчас такой пакет может стоить порядка 40 миллиардов долларов. Однако, если планы менеджмента по наращиванию капитализации реализуются - после завершения крупных инфраструктурных строек этот пакет может подорожать до 100 миллиардов и более. Чтобы разместить такой пакет, необходимо подготовить почву - то есть программа приватизации должна заработать и начать приносить плоды.
Поэтому, если приватизация российского газового монополиста действительно будет иметь место, вряд ли стоит ее ждать раньше, чем через 2-3 года. Таким образом, рынок вряд ли отреагирует на правительственные заявления. Определяющей в таком случае будет обстановка на рынке газа и финансовых рынках, политическая и экономическая ситуация в стране и мире. На наш взгляд, загадывать на такую перспективу не слишком осмотрительно.
По словам специалистов, спрос на крупный пакет "Газпрома" могут продемонстрировать зарубежные энергетические холдинги и инвестиционные фонды. Это может увеличить влияние потребителей газа на управленческие решения компании. Ожидается, что качество управления должно возрасти, но и позиции на рынке могут пострадать. Вряд ли стоит ожидать очередного народного IPO - глубины рынка банально не хватит, хотя, вполне возможно, широкие слои инвесторов смогут поучаствовать в размещении.
"На наш взгляд, пока рано говорить о возможных последствиях для экономики - заметные изменения должны произойти только для того, чтобы такое размещение вообще стало возможным. Мы бы рекомендовали обратить внимание на Сбербанк, приватизация которого должна пройти одной из первых (сделка готовилась еще в прошлом году, но была отложена из-за негативной ситуации на рынках) и будет служить неким барометром для дальнейшей реализации приватизационной программы", - резюмировал Балакирев.