В Молдавии растут ряды сторонников переориентации республики от Европейского союза к Евразийскому. Немало жителей страны имеют второй, румынский, паспорт и могут чувствовать себя европейцами. Но вопреки угрозам об "имперских амбициях Москвы", рядовые молдаване все чаще видят свое будущее в интеграции с Россией и ее сторонниками по новому альянсу.
Молдавия снова бурлит: с первых же февральских дней главная площадь Кишинева перешла в распоряжение оппозиционеров, которые уже заявили, что не уйдут с нее как минимум до начала апреля. Митингующие требуют отставки правящего альянса "За европейскую интеграцию", обвиняя его участников - Либеральную, Либерал-демократическую и Демократическую партии - не только в неспособности разрешить вялотекущий политический кризис (страна третий год живет без президента - Прим. ред.), но и в утрате актуальности провозглашенного коалицией курса. Действительно, согласно данным Ассоциации социологов и демографов Молдавии, за год количество приверженцев евроинтеграции "усохло" на 17 процентов и составляет теперь лишь 44 процента населения. При этом 40 процентов молдаван не прочь присоединиться к Евразийскому союзу.
Читайте также: Молдавия строит винные Нью-Васюки
Социологи объясняют стремление простых жителей Молдавии к объединению с Россией, Белоруссией и Казахстаном не только ностальгией по временам СССР. За прошедшие годы мы все стали намного прагматичнее, и молдаване, голосуя за реинтеграцию в рамках Евразийского союза, основываются прежде всего на экономическом расчете. Во-первых, в условиях все более ухудшающейся экономической ситуации внутри государства, большая часть граждан вынуждена отправиться на отхожий промысел за ее пределами. И в то время, как половина гастарбайтеров отправляется на Запад, вторая половина этого потока выбирает Восток. Естественно, им хотелось бы иметь все льготы, положенные жителям стран союза. Во-вторых, тарифы на поставки углеводородов, установленные Москвой для стран-союзниц, в глазах молдаван выглядят очень привлекательно. Кроме того, щадящие пошлины на товары стран единого экономического пространства, поступающие на внутренний союзный рынок - это едва ли не последний шанс на выживание остатков молдавской промышленности и сельского хозяйства.
Справедливости ради, следует отметить, что прозрели молдаване не совсем добровольно. Катализатором стал прошедший в конце сентября в Варшаве саммит "Восточного партнерства", которое занимается подготовкой стран постсоветского пространства к интеграции в ЕС. Фактически осенью Молдавия получила ощутимый щелчок по носу: итоговая декларация была составлена таким образом, что и слепому стало ясно: Европе бывшие советские республики не нужны. Европейцев понять не трудно - им со своими бы аутсайдерами разобраться. Поэтому брать на себя решение политических, экономических и территориальных проблем Молдавии никто не собирается.
Читайте по теме: Капиталистическая могила для Эстонии
Правда, одна страна-член Евросоюза все двадцать лет независимости кормила молдаван сказками о скором, только руку протяни, наступлении европейского рая. Румыния, без проблем снабжающая жителей Бессарабии паспортами ЕС, и сейчас не против поддержать евроустремления страны. Есть одно но: здесь видят Молдавию (и не только) в составе ЕС только как часть Великой Румынии (Романия Маре), идея которой родилась еще в период Первой мировой войны, и, как ни странно, жива и поныне. Не исключено, что сейчас, когда молдавский народ требует от своего правительства объединения с Евразийским союзом, в Румынии активизируют попытки поглощения страны - недаром после очередного правительственного кризиса премьер-министром назначен руководитель службы внешней разведки Михай Унгуряну. Однако это назначение вряд ли что-то изменит: кроме интриг и спецопераций, Румыния ничего не сможет предложить Молдавии, нуждающейся в экономической поддержке, политической стабилизации и урегулировании конфликта с Приднестровьем.
То, что не в состоянии предложить Бухарест, может дать (и, что важно, дает) Москва. Пока Евросоюз трещит по швам и его сладкая сказка того и гляди растает, похоронив под собой надежды стран-аутсайдеров на лучшую жизнь, Россия медленно, но верно возвращает себе былой авторитет, собирая по кусочкам былой союз республик-сестер. С кем лучше быть в такой ситуации молдаванам, решать им самим (может, и вовсе выбрать третий путь, раскорячившись между Западом и Востоком, как предлагают некоторые кишиневские политики). Но выбор делать придется. И чем быстрее, тем лучше.
Ранее мы писали: Россия "обошла" нервных соседей