"Перезагрузка" между Соединенными Штатами и Россией самым благотворным образом сказалась на налаживании бизнес-связей двух государств и стала настоящим благословением: по данным правительственного агентства США, оказывающего помощь американским компаниям в ведении дел в России, за прошедший год количество обращений выросло на 14 процентов.
По данным Коммерческой службы, входящей в состав Министерства торговли США, если в 2010 году компаний, которым Служба помогла открыть или расширить бизнес в России, насчитывалось 155, то в 2011 - уже 177. Суммарный объем их контрактов превысил четыре миллиарда долларов. В числе сделок - несколько поставок самолетов, что и объясняет разницу с результатами 2010 года, когда стороны наторговали "всего" на миллиард.
Эксперты уже успели во всех подробностях обсудить шаги американской и российской политической верхушки и достижения сторон - такие, как новый договор по СНВ и сотрудничество в Афганистане. Однако информации о том, как "перезагрузка" повлияла на экономические связи, маловато - эта сфера по-прежнему остается terra incognita. Впрочем, одно точно известно: интерес со стороны американских компаний к ведению бизнеса в России растет.
Рон Поллетт, президент и исполнительный директор подразделения компании GE, говорит, что "перезагрузка" стала для компании настоящим благословением. "Это здорово нам помогло, - заявил он еще в ноябре 2011 года. - Отношения США и России влияют на нас. Если отношения хорошие, это открывает нам множество дверей, а когда они плохие - это вызывает "турбулентность". Так что для нас все это очень важно".
Читайте также: Мазут дорожает, американцы трепещут
Индра Нуйи, председатель совета директоров и исполнителный директор PepsiCo, в свою очередь, отмечает, что на бизнесе компании "перезагрузка" вообще никак не сказалась. Правда, PepsiCo за последние четыре года сумела значительно расшириться - за счет приобретения Лебедянского завода по производству соков за 1,4 миллиарда долларов в 2008 году и покупки "Вим-Билль-Данна" за 3,8 миллиарда долларов двумя годами позже.
"Перезагрузка" не помогла. Я хочу сказать, что мы всегда дружили с Россией - с тех пор, как Дон Кендалл (гендиректор PepsiCo на протяжении 21 года и один из основателей компании) впервые приехал сюда 53 года назад", - поясняет Нуйи.
Среди американских компаний, обратившихся за содействием к Коммерческой службе США, хватает представителей самых разных отраслей - как сельского хозяйства, так и авиации. И все они, что примечательно, верят в прочность российской экономики и видят для себя неплохие перспективы.
Читайте по теме: Налоговые горки Барака Обамы
Висконсинская компания CETS не так давно осуществила вторую поставку своей продукции в Россию. Компания занимается производством оборудования для уборки картофеля. Разработка CETS помогает фермерам выращивать высококачественный "племенной" картофель в специальных камерах вполовину дешевле, чем предполагает традиционный метод. Первую партию товара компания отгрузила в 2010 году ферме "Прикубанская" в Краснодарском крае, после чего туда наведался заинтересовавшийся высокопоставленный гость - губернатор края Александр Ткачев.
Haltec, машиностроительная компания из Огайо, сейчас рассматривает Россию как потенциальный рынок сбыта. "Мы собираемся расширяться, и выбрали Россию как одну из стран, где горно-добывающая отрасль хорошо развита, - говорит исполнительный вице-президент Дэйв Карузо. - Основной проблемой для нас сейчас является языковой барьер и существующая модель дистрибуции".
Американский промышленный конгломерат 3М намерен инвестировать в строительство заводов в регионах не менее 15 миллионов долларов. Один из заводов будет выпускать разработанный 3М утеплитель для одежды Thinsulate, другой - стеклянные гранулы, которые добавляются в цемент при укреплении нефтяных и газовых скважин. Кроме того, в прошлом году 3М заявила о планах инвестировать 8 миллионов долларов в завод в Волоколамске, производящий защитные маски для работников химической и горнодобывающей промышленности. До этого конгломерат уже вложил в российские предприятия 28 миллионов долларов, куда вошли и затраты на строительство волоколамского завода, запущенного в 2008 году.
Ранее мы писали: Американцы упали в долговую яму
Стремится в Россию и NetJets, оператор частных самолетов. Компания, которая выполняет по две тысячи рейсов в год в Россию и обратно, хочет увеличить количество рейсов, а также наладить сообщение внутри страны. Глава европейского отделения NetJets Эрик Коннор отмечает, что на сегодняшний день у компании 150 клиентов в России, и NetJets заинтересована в привлечении новых клиентов.