Аналитики предсказывают кинорынку России и стран СНГ, исключая Украину, довольно заметный рост в нынешнем году — на 12,5 процентов, причем его объем составит более миллиарда долларов. Темпы роста рынка, согласно расчетам экспертов, снизятся, однако резервы его до конца не исчерпаны. Удастся ли российским кинодеятелям задействовать их в полном объеме?
Российская исследовательская компания Movie Research уже не первый год отслеживает состояние отечественного кинорынка и строит прогнозы на основе собственного анализа. Если верить расчетам аналитиков, то в этом году мы будем чаще ходить в кино, чему должна поспособствовать замедляющаяся динамика удорожания билетов. По мнению экспертов, стоимость посещения кинотеатра достигла потолка, и в дальнейшем владельцы будут увеличивать ее крайне неохотно.
Именно резкое подорожание билетов, повлекшее увеличение кассовых сборов, послужило причиной роста кинорынка стран СНГ на 16,2 процента в 2011 году — в этом году рынок замедлит свой рост, но, тем не менее подрастет на 12,5 процента и достигнет объема в 1,3 миллиарда долларов. Увы, привлечь зрителя помимо демократичной стоимости билета уже почти нечем. Всяческие 3D-эффекты и прочие Dolby Surround несколько приелись, а иных сколь-нибудь прорывных технических новинок еще не придумали.
Читайте также: "Другой мир-4" вышел в лидеры
Заметно ударить по состоянию рынка могут и новации Министерства культуры России. В рамках — вы только не смейтесь — закона о государственной поддержке кинематографии здесь подготовили такие поправки к нему, от которых не одного владельца кинотеатра хватит апоплексический удар. Дело в том, что уже к началу года все кинотеатры страны должны были подключиться к так называемой Единой федеральной автоматизированной информационной системе сведений о показах в кинозалах (ЕАИС). Зачем? Да просто, по информации все того же Movie Research и других агентств, официальные данные о проданных билетах, заявленные кинотеатрами, порой на 40-60 процентов ниже реального объема продаж.
Учитывая, что кинотеатры отчисляют кинопрокатчикам и производителям фильмов около половины суммы именно от заявленных кассовых сборов, ЕАИС преследует по идее благую цель: защитить интересы производителей. Есть одна загвоздка: закупка оборудования и подключение к системе возложены на владельцев кинотеатров, а те, само собой, не спешат стройными рядами встать под тотальный контроль, тем паче, удовольствие это не из дешевых (от 100 до 300 тысяч рублей). Что придумали в Минкульте? Подстегнуть упирающиеся кинотеатры штрафами от 50 до 400 тысяч рублей или приостановкой работы на три месяца. Тот факт, что кинотеатры и так жалуются на полупустые залы и некоторые из них предпочтут совершенно свернуть деятельность, чиновники в расчет, видимо, не принимают.
Читайте по теме: Девятая рота пойдет на принты
Оказавшись между Сциллой исчерпанных возможностей экстенсивного развития и Харибдой финансового поводка ЕАИС, владельцам кинотеатров остается уповать лишь на качественные фильмы. Увы, в топовых позициях кинорейтингов отечественные ленты можно пересчитать по пальцам одной руки, сильно рискуя обсчитаться. Странно, ведь именно на их поддержку прежде всего рассчитаны меры, предусмотренные российским законодательством, в том числе пресловутая ЕАИС. Всестороннее сотрудничество отечественных кинотеатров, прокатчиков и киностудий могло бы привести к созданию такого продукта, который понравился бы зрителям. Но в коня ли корм?
Однозначного ответа на этот вопрос, увы, нет. Российские кинотеатры шарахаются от российских же фильмов, как черт от ладана. Не стоит искать в такой стратегии происки врагов: кинотеатры всего лишь идут на поводу у зрителя. Даже не имея диплома социолога достаточно заглянуть в ближайший приличный кинотеатр и убедиться, что основную кассу дает молодежь в возрасте до 25 лет. А вот специалисты утверждают, что треть этой аудитории на дух не переносит российское кино. Впрочем, не очень отличаются и вкусы зрителей постарше: здесь таких около 18 процентов. Остается только удивляться, как российским фильмам в прошлом году наконец-то удалось выйти на самоокупаемость — впервые за всю постперестроечную историю. Наш кинематограф, имеющий три источника финансирования: деньги государственного бюджета, средства продюсеров и доходы с проката (помните, сколько достается киношникам от кинотеатров), — еще долго будет оставаться дотационным, но, по крайней мере, продюсеры перестанут нести убытки на каждом фильме.
Ранее мы писали: Кинотеатр в Санкт-Петербурге продан еввангелистам
Может, в России просто разучились снимать хорошие фильмы? Вообще-то, собравшая урожай наград "Елена" Андрея Звягинцева, обладатель венецианского "Золотого льва" "Фауст" Александра Сокурова и великое множество просто хороших лент, выпущенных в прошлом году, как-то не очень позволяют согласиться с версией о полной деградации нашего кинематографа. Но места в рейтингах занимают не призеры фестивалей, а раскрученный "Высоцкий. Спасибо, что живой", мордобойный "Бой с тенью 3D", легкомысленные "Ёлки 2" и мультфильмы ("Иван-царевич и Серый волк", "Смешарики"). Зритель требует развлечений невыносимой легкости, а это, увы, то, что у нашего кино, выросшего на Эйзенштейне и Тарковском, получается не очень хорошо. Зато нужного размера, цвета и вкуса блокбастеры успешно пекут в Голливуде — куда и уходят в итоге наши с вами киноденьги.