Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Но амбиции Эстонии переплюнули все ожидания: Таллин возжелал стать силачом экономики еврозоны, взялся за неолиберальный топор и пошел тесать из себя серьезного игрока на рынке. Однако страна всеобщего благополучия, которой нынче управляют реформисты, пока не сумела использовать свой потенциал.
Эксперты не устают петь дифирамбы прибалтийской республике. Дескать, вот кто пример для подражания и эталонный образец для всего постсоветского пространства - это Эстония. Страна, совершившая экономическое чудо, прорвавшаяся в святая святых - Евросоюз, принявшая единую европейскую валюту, оседлавшая конька неолиберализма... В общем, очень много лестных эпитетов регулярно получает государство Балтии - особенно от адептов западного капитализма. Однако зерна от плевел все-таки не мешает отделить.
Действительно, в силу своего выгодного географического положения, странно было бы предположить, что страна неспособна извлечь из этого хоть какую-либо прибыль. А тем временем основные партнеры по импорту - это соседи: Финляндия, Россия, Германия, Швеция, Литва и Латвия. В общем, все те, кто испокон веков поддерживал экономику Эстонии на плаву, вне зависимости от того, под чьим протекторатом она находилась. Но именно это являлось основным фактором для свершения эстонского финансового чуда. Ведь несмотря на постоянную мантру о собственной независимости, Таллин не может быть действительно свободным ни в политическом, ни экономическом плане.
Читайте также: Эстонская экономика побила российскую
Переход на единую европейскую валюту - это тот черствый пряник, который Брюссель скормил Эстонии, а та и не поморщилась. В ознаменование настоящих экономических реформ и полного отказа от прошлого советской эпохи прибалтийскую республику теперь и остальным ставят в пример: мол, поглядите, как прекрасно жить в стране, которая прошла путь радикальной валютной реформы, микроэкономической либерализации и денежной приватизации. Более того, именно реформисты, которые сегодня находятся у власти, упиваются этим "счастьем", не упуская случая воткнуть шпильку в бок своим оппонентам - социал-демократам.
Но что же в действительности представляет из себя эстонская экономика? Да, она обскакала в рейтинге экономической свободы всех своих соседей по Советскому Союзу, однако переход на евро существенно опустошил кошельки эстонских граждан, поскольку цены даже на самые обыкновенные продукты сразу же взлетели до небес. В принципе, отказ от национальной валюты - не самое страшное, что могло сделать эстонское правительство. Вот выбор в пользу краткосрочного экономического роста - это действительно серьезный шаг назад (привет, пресловутый рейтинг!). Поэтому пока власти пытаются убедить население в том, что нововведения обворожительны, последствия финансового кризиса больше всего побили именно Эстонию: ее ВВП снизился больше, чем у Латвии и Литвы, а сама она стала заложницей стабильности евровалюты.
Триумф жесткой экономии, которую эстонский Центробанк несет словно Красная армия свое знамя, уже побывал в Латвии, находящейся нынче на грани технического дефолта. Стало быть, сладкие речи реформаторов не стоят и выеденного яйца. Экономическое чудо - ловкость рук и не более того?
Читайте по теме: Китайский дракон подавился деньгами
Да. Волшебник, не дающий упасть Эстонии в пропасть, та самая Финляндия, связующую нить с которой прибалтийская республика упорно пытается заретушировать. Тамошний бизнес не чурается использовать дешевую рабочую силу в виде эстонцев, поскольку для прибалтийской страны всеобщего благополучия уровень безработицы просто чудовищный, и разделение на социальные слои напоминает некоторые страны Африки - почти 16 процентов населения проживают за чертой бедности.
Через три года состоятся парламентские выборы, и очевидно, что наступит время принципиальных перемен, поскольку электорат все больше склоняется к социал-демократам, проповедующим более-менее классовое равенство по примеру советского социализма. Пока в Рийгикогу у них всего 19 мест против 33 мест Партии реформ, но уже сейчас понятно, что еще могут наворотить реформисты за время своего заседания в палатах.
Еще один серьезный противник реформистов в борьбе за финансовый крах Эстонии - Центристская партия, которая неизменно напоминает эстонцам, что Финляндия хорошая, но маленькая. А вот Россия - действительно серьезный рынок сбыта местной продукции. "Надо использовать и конкурентные преимущества Таллина в области логистики, транзитной торговли и транспорта, в том числе и на российском направлении", - отметил в прошлом году мэр Таллина и лидер центристов Эдгар Сависаар. Но его слова утонули в националистических настроениях нынешнего правительства республики.
Ранее мы писали: Украинский бизнес хочет на волю
Получается, что модель интеграции постсоветских государств в Евразийский союз - не блажь и не прихоть "российских империалистов". Слишком специфические условия и отношения между странами на территории, которая раньше была Советским Союзом. Понять и принять все эти тонкости западные неолибералы просто не в состоянии. Но когда же они перестанут даже пытаться?